У каждого из нас есть любимые актеры и актрисы. Пожалуй, чтобы написать о всех, понадобится много постов. Но есть те, кто навсегда запал в душу, поселившись в ней. Их имена невозможно спутать с другими. Их внешность - всегда перед глазами. Реплики их героев помнишь наизусть. Нет, это не фанатизм, это просто любовь...
Сегодня мне хотелось бы рассказать об одном из самых любимых мною актеров - Николае Рыбникове.
Николай Николаевич Рыбников родился в простой рабочей семье – его мама, Клавдия Александровна, была домохозяйкой, а отец, Николай Николаевич, трудился слесарем.
Впервые приехав в Воронеж в 12-летнем возрасте, маленький Николай посетил местный драматический театр и был покорен этим видом искусства навсегда – театр стал его мечтой. Но начавшаяся война перечеркнула все радужные планы на будущее, и об этой мечте пришлось на время забыть. Отец Николая Рыбникова ушел на фронт, а мать вместе с двумя сыновьями – Николаем и Вячеславом – переселилась к своей сестре, проживавшей в Сталинграде. Ребята рано остались без родителей - война не щадила никого, и вскоре с фронта пришла похоронка на отца, а следом за ним умерла и мама, Клавдия Александровна.
Учась в Волгоградской железнодорожной школе (где впоследствии периодически в одном из углов класса появлялась «бессмертная» надпись «В этом углу стоял маленький Коленька Рыбников»), Николай Рыбников успешно выступал в художественной самодеятельности, где и были замечены признаки его актерской одаренности. После окончания школы парень устроился рабочим сцены Сталинградского драмтеатра, где пересмотрел все спектакли, но и об учебе не забыл – для поступления выбрал серьезный и ответственный медицинский институт, однако, проучившись всего два года, он понял, что медицина вовсе не та профессия, которая сделала бы его счастливым.
В конце концов, мечта целиком посвятить себя искусству взяла верх, и в 1948 году Рыбников отправился в Москву, где с первой же попытки поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии, попав в мастерскую Сергея Апполинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой.
В памяти Тамары Федоровны Рыбников остался человеком огромного темперамента, которому по плечу были и Шекспир и Шиллер, а ему все предлагали играть, как с горечью говорил в конце жизни сам актер, бригадиров. Творческий диапазон его был необъятен, на студенческой сцене актер пробовал себя в самых разных ролях - по воспоминаниям сокурсников, ему одинаково хорошо удавались Жюльен Сорель и Хлестаков, Клочков в чеховской «Анюте» и Кошевой в «Тихом Доне», Макар Нагульнов в «Поднятой целине» и пушкинский Дон Жуан, Бенкендорф, изъясняющийся только по-французски. А роль Петра Первого удалась ему лучше всего – со слов очевидцев, неизменные аншлаги на этом спектакле обеспечивала великолепная игра Николая Рыбникова и именно эта роль в дальнейшем спасла молодого актера от печального итога - отчисления из ВГИКа, угроза которого нависла над Николаем Рыбниковым в результате… устроенного им розыгрыша.
Талант нашего героя был многогранен, и одной из таких граней было его умение мастерски пародировать многих известных людей. Поначалу это свое мастерство Николай Рыбников не афишировал, все его розыгрыши касались только коллег-студентов. Например, известны случаи, когда, узнав о «темном пятне» в биографии какого-нибудь студента, Рыбников с единомышленниками заманивали бедолагу в свою комнату, где Рыбников, заранее спрятавшись в шкафу с подключенным к работающему радиоприемнику микрофоном, имитировал голос диктора. Но вся соль розыгрыша заключалась в том, о чем вещал этот голос - приглашенный в комнату студент выслушивал всю свою подноготную, включая и самые интимные подробности из собственной биографии. Все эти розыгрыши доставляли Николаю Рыбникову и трем его приятелям огромное удовольствие, чего нельзя было сказать об испытуемых. Иногда голос из радиоприемника доводил их буквально до истерики. Однако когда правда выплывала наружу, и довольный Рыбников выходил из шкафа, ни один из «жертв» не решался заявить об этом розыгрыше руководству института. Это и понятно - в таком случае студенту пришлось бы рассказать и о собственных грехах. Именно поэтому рыбниковские розыгрыши долгое время не выходили за стены общежития, но постепенно Рыбников с друзьями, по всей видимости, утрачивали чувство реальности, что привело к большому скандалу в 1951 году, историю о котором рассказал впоследствии Петр Тодоровский в своем фильме «Какая чудная игра», вышедшем в 1995 году.
В один из весенних дней шутники собрали в своей комнате половину общежития, и Николай Рыбников уже по сложившейся традиции, все так же прячась в шкафу, голосом Юрия Левитана зачитал правительственное постановление о снижении розничных цен, согласно которому с 1 апреля цены на продовольствие снижались в 5 раз, на винно-водочные изделия в 7 раз, а соль и спички должны были отпускать и вовсе бесплатно. Ни один из присутствующих в комнате, кроме самих шутников, ни на секунду не усомнился в реальности происходящего и посему правительственное постановление было встречено шквалом аплодисментов и криками: «Да здравствует товарищ Сталин!» и «Слава советскому правительству!».
Уже через несколько дней буквально весь поселок горячо обсуждал постановление о снижении розничных цен и с нетерпением ожидал наступления 1 апреля. В конце концов, новость об этом долетела до компетентных органов, которые не имели права остаться безучастными к такому скандалу. Шутники были довольно быстро разоблачены и доставлены в кутузку. Учитывая суровость тогдашних времен, студентам-шутникам грозило как минимум 25 лет строгого режима за антисоветскую пропаганду.
К счастью, следователь, который вел это дело, оказался совсем не кровожадным и не стал заводить на ребят уголовное дело. Но совсем безнаказанными ребята не остались - их дружно исключили из комсомола, а Николая Рыбникова вдобавок хотели еще и отчислить из ВГИКа, однако вступившееся за него руководство курса, справедливо считавшее его одним из самых своих лучших учеников (и здесь, как было уже упомянуто выше, решающую роль сыграл спектакль, в котором Николай Рыбников блестяще играл Петра Первого), спасло нашего героя от неминуемого отчисления. Этот случай очень сильно подействовал на сознание Николая Рыбникова, и он еще долгое время после этого вел себя тихо и незаметно.
Дебют Николая Рыбникова в кино состоялся в 1954 году в прошедшем почти незамеченным фильме «Команда с нашей улицы», в котором у него была роль Дроздова. Не обращая внимания на неудачу, актер был по-прежнему готов сниматься. По-настоящему его актёрский талант раскрылся у режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова в картине «Тревожная молодость», где Рыбникову была предложена малопривлекательная роль Котьки Григоренко, но он настолько вдохновенно ее сыграл, что о нем заговорили как о восходящей звезде советского кино. Почти сразу же после этого вышла картина Михаила Швейцера «Чужая родня», где Николай Рыбников сумел создать абсолютно противоположный образ – сельского механизатора Федора Соловейчикова. Его утверждение на эту роль было сложным – в длинном списке кандидатов на роль Федора фамилия Рыбникова стояла последней.
Настоящая слава пришла к артисту в 1956 году после полюбившейся зрителям ленты «Весна на Заречной улице», поставленной Феликсом Сиронером и Марленом Хуциевым. Герой Рыбникова — обыкновенный парень Саша Савченко, сталевар, влюбившийся в свою учительницу по вечерней школе. Режиссер картины М. Хуциев вспоминает, что на главную роль они искали совсем другого исполнителя. И все же Рыбников получил эту роль, достойную его дарования. Но как доставалась Рыбникову каждая сцена! М. Хуциев писал: «Он способен думать о роли все время и каждый день приносить новые решения. Он все время носит в себе образ, над которым трудится. Он не стесняется трудиться». Николай Рыбников сыграл своего героя настолько обаятельно, что миллионы зрителей, совершенно очарованные не только его актерской игрой, но и вокальными данными (в картине Рыбников спел сразу же ставшую хитом песню «Когда весна придет»), стали его боготворить.
Спустя всего несколько месяцев на экраны вышла картина Александра Зархи «Высота», ставшая еще одним шлягером с участием нашего героя. В этом фильме Рыбников исполнил роль еще одного рабочего парня, высотника-монтажника Пасечника, сооружавшего огромную домну. В него безоглядно влюбляется задиристая Катя (ее роль исполнила Инна Макарова). Актриса с волнением вспоминала один из эпизодов фильма, когда Рыбников, как и положено по роли, лихо спускается на руках по железному тросу. В этот момент актриса слышит: «Второй дубль!» и видит окровавленные ладони Рыбникова, не успевшего на «первый дубль» надеть рукавицы.
Свой вокальный дар Николай Рыбников продемонстрировал и в этом фильме, исполнив песню «Не кочегары мы, не плотники», которую запела вся страна.
В 1958 году Николай Рыбников снялся в картине Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», но, в отличие от публики, воспринявшей фильм очень горячо (он занял в прокате второе место), критика сочла его не слишком удачным.
Фантастическая слава Николая Рыбникова длилась до начала 60-х годов, после чего пошла на убыль. Последней картиной, в котором актер появился в главной роли, и которая собрала огромную почти 35-миллионную зрительскую аудиторию, стала комедия Юрия Чулюкина «Девчата», вышедшая в 1962 году и до сих пор остающаяся одной из лучших комедий советского кино. Эта роль явилась самой успешной работой десятилетия 60-х, поскольку ни одна из 10 ролей, сыгранных актером впоследствии до 1970 года, не принесла ему столь шумного успеха, как роль бригадира лесорубов Ильи Ковригина.
С исполнителем этой роли с самого начала все было ясно - Илью Ковригина должен был сыграть супермен отечественного кино Николай Рыбников, и другие кандидатуры просто не рассматривались. Сам актер к новой работе поначалу отнесся более чем прохладно: часто говорил, что сценарий картины откровенно слабый, образы выписаны поверхностно и новую комедию ждет провал. Но со временем Николай Николаевич свое мнение изменил и не только прислушался к мнению режиссера, но и увлеченно погрузился в сам процесс съемок.
Интересно, что отношения исполнителей главных ролей, Румянцевой и Рыбникова, по сюжету картины изображавших бурную страсть, сложились не сразу, а посему сцены ссор получались у актеров гораздо достовернее, ведь и играть-то, собственно, не надо было - они ругались практически весь съемочный период. Рыбников был уже известным актером, одним из самых популярных в Советском Союзе, в то время как Румянцева, хоть и снялась уже к тому времени в четырнадцати картинах, только-только приобрела известность. Рыбников не хотел подыгрывать какой-то там "пичуге", говорили, он очень хотел видеть в этой роли свою жену - первую советскую кинокрасавицу того времени Аллу Ларионову. Разумеется, это была не ее роль, и все, кроме Рыбникова, это понимали...
Надежда Румянцева, по достоинству оценив талант Рыбникова, рассказывала позже: «Профессионалом он был потрясающим. Фильм снимали на Северном Урале. Мороз — за 45 градусов. Просыпаешься ночью — все в инее. Потом по этому морозу долго едем в розвальнях на делянку, где снимали многие фрагменты фильма. Операторы держат камеры под полушубками, иначе моторы отказывают. Ждем, когда в термосах привезут обед. Разливаю его в миски, а он тут же превращается в лед. И вот предлагаю испробовать этот „суп“ Илье (Николаю). Он кладет ложку в рот… а вынуть не может. Отогрел, вытащил ее с куском кожи. Потекла кровь. „Ну, — говорим, — все“. Видим же — распухает щека. А Коля: „Нет. Будем снимать“. И опять сует ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так тихонечко в сторону отворачивается и… лужица крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал…».
Начало десятилетия 1970-х снова принес большой успех Рыбникову – режиссер Эдуард Бочаров пригласил его и Аллу Ларионову, которая была уже замужем за Николаем Рыбниковым, на главные роли в картину «Седьмое небо», вышедшей на широкий экран в 1972 году. Картина была невероятно популярна и вновь напомнила зрителям о том, что эта актерская супружеская пара за продолжительное время творческого застоя нисколько не растратила свой талант. Фильм «Седьмое небо» был удостоен учрежденного газетой «Социалистическая индустрия» приза на II Всесоюзном кинофестивале фильмов о труде, проходившем в Горьком.
В 1980-х годах актёра приглашали сниматься все реже - за весь этот период он сыграл всего лишь девять ролей, большинство из которых были эпизодическими. Наиболее яркая роль Рыбникова этого периода — Кондратий Петрович в ленте «Выйти замуж за капитана», вышедшей в 1985 году. По результатам зрительского опроса журнала «Советский экран», Николай Рыбников назван лучшим исполнителем эпизодической роли именно в этом фильме.
Снимаясь все реже и реже, Николай Рыбников стал вести жизнь обычного пенсионера. Некогда безумно знаменитый, полтора десятка лет назад он шагу не мог ступить – везде своего кумира подстерегали поклонницы. А теперь иной раз и вовсе не узнавали на улице, что очень угнетало актера. Ко всему прочему прибавился еще и тот факт, что в своей семье актер превратился из добытчика в иждивенца. Угасшая слава, безработица и осознание того, что лучшие его годы ушли безвозвратно, подтолкнули Николая Рыбникова к тому, что он стал часто выпивать. Это не могло не сказаться на здоровье – оно, разумеется, было подорвано, но, отказавшись от предложенной врачами операции на легких, актер бросил курить, начал интенсивное лечение и вскоре надобность в операции отпала.
В 1990-м году Николая Рыбникова пригласили для съемок в неком советско-американском фильме, где у актера планировалась роль небольшая, но позволившая ему ощутить себя нужным. Актер буквально воспрянул духом, однако, из-за форс-мажорных обстоятельств фильм так и не был выпущен.
О личном
Фильм «Высота» не только добавил популярности нашему герою, но и круто изменил его личную жизнь – во время съемок Николай Рыбников женился на своей бывшей однокурснице по ВГИКу Алле Ларионовой, считавшейся еще тогда первой красавицей. Как вспоминает сама актриса: «На премьере «Высоты» в Доме кино мы уже сидели рядом. И когда герой фильма, которого тоже звали Николаем, произнес с экрана: «Эх, прощай, Коля, твоя холостая жизнь!» - зал взорвался аплодисментами».
Их отношения в институте начинались непросто - поначалу он ей нравился, а Рыбников ее не замечал, живя в гражданском браке с другой девушкой, но на четвертом курсе ситуация резко изменилась – теперь уже Николай был влюблен в Аллу, а она, как и положено красавицам, никогда не обделенным мужским вниманием, крутила роман с другим парнем. Безответная любовь даже подтолкнула Рыбникова на отчаянный шаг – он хотел повеситься, но, к счастью, один из его товарищей вовремя оказался рядом. Узнавший об этой попытке суицида педагог Рыбникова Герасимов пристыдил своего студента, сказав, что настоящие мужчины так не поступают. «Женщин нужно уметь завоевывать», - услышав эти слова, Николай Рыбников стал вести себя по-другому: «превратившись» в верного рыцаря своей возлюбленной, готов был без раздумий броситься на каждого, кто осмелился бы обидеть ее даже словом.
Так продолжалось несколько лет, за время которых Алла Ларионова благополучно пережила несколько романов с мужчинами гораздо старше нее, двое из которых были весьма знаменитыми актерами: Михаил Кузнецов и Иван Переверзев (от которого у Аллы есть дочь Алена). Поскольку ни один из этих мужчин не сделал актрисе предложения руки и сердца, Алла выбрала нашего героя. Счастливый Рыбников тут же вылетел в Минск, где в то время снималась Ларионова, и буквально на следующий же день, 2 января 1957 года, повел любимую в ЗАГС. Дочь Ларионовой Алену Рыбников удочерил, и Алла Ларионова была ему за это благодарна, но поскольку Рыбников мечтал еще и о собственном ребенке, Ларионова, несмотря на увещевания подруг-актрис не рожать из-за страха остаться «за бортом» киношного мира, все-таки решилась на беременность, поняв чувства своего мужа - спустя 4 года на свет появилась их совместная дочурка Арина.
Общавшиеся со звездной парой люди утверждают, что по темпераменту они были абсолютно разными: взрывной характер Рыбникова против спокойного, мягкого нрава Ларионовой. Безумно ревновав свою красавицу-супругу, Николай Рыбников иногда пускал в ход кулаки против ее поклонников. Сам же Рыбников никогда не давал повода даже усомниться в своей верности, и в одном из интервью Алла Ларионова сказала: «Коля был однолюб. И точно знаю, что в личной жизни я была его единственной женщиной».
Обожание Рыбниковым своей жены было безграничным – он мог, бросив все, отправиться в другой город ей навстречу, даже зная, что наутро она уже будет дома. «Я так люблю Алку! Я не могу без нее…. До завтра я не доживу»...
По материалам сайта http://www.rusactors.ru/r/rybnikov/index.shtml
Как и Абдулов, кстати...