Мое открытие Вальдорфской педагогики

Мое открытие Вальдорфской педагогики
«Школа в интересах ребенка» — это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям. Еще Песталоцци говорил: «Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!» [/i]

Задача такой школы:
Научить действовать, проявлять волю и нести ответственность за свои поступки.
Проявлять внимание к слабым, терпимость к иному мировоззрению и образу жизни, вероисповеданию — то есть воспитать внутренне свободного человека.

Все в нашей жизни случается совершенно не случайно:-)
Руки истосковались по клавишам, а душа требовала музыки, я взяла пианино в кредит, и вот тут выяснилось, что ноты остались дома…
А читать ноты я с детства люблю не меньше, чем читать книги!

Вот так однажды я зашла в нотный магазин в Женеве. Сказать, что цены меня ошеломили, не сказать ничего. Сразу вспомнила тот старинный подъезд на Неглинке в Москве и нотные прилавки…
Но вдруг увидела несколько коробок с нотами, бывшими в употреблении:-)))))
Вот это точно мое!
Готова была забрать все сразу, но потом руки остановились на двух толстых тетрадях – пожелтевшая мелованная бумага, издано в 1907-м году – Париж – Невшатель – Лейпциг, том второй и третий…
Название мне ничего не сказало – МЕТОД ЖАКА –ДАЛЬКРОЗА, ГАММЫ, ТОНАЛЬНОСТИ, ФРАЗЫ, НЮАНСЫ…
Интересно не то слово! Купила, жаль, что первого тома не было, продавец просто улыбнулся, и начала свои исследования. Это сейчас все просто – пишешь в поиске Жак-Далькроз и получаешь:

(Jaques-Dalcroze) (наст. Фамилия - Жaк) Эмиль (6 VII 1865, Bена - 1 VII 1950, Женева) - швейц. педагог, композитор, муз. писатель и обществ. деятель, создатель системы муз. ритмич. воспитания. Учился в ун-те и одновременно в консерватории в Женеве, затем y P. Фукса и A. Брукнера в Bене (1886), y Л. Делиба в Париже. B 1892- 1910 профессор гармонии и сольфеджио в Женевской консерватории. Pед. газет "Gazette musicale de la Suisse Romande" (1896-98) и "La musique en Suisse" (1900-02). B 1910 организовал "Школу музыки и ритма" в Xеллерау (близ Дрездена), в 1915 - "Институт Жак-Далькроз" в Женеве (подобные ин-ты и школы были осн. в Cтокгольме, Лондоне, Париже, Bене, Барселоне, Hью-Йорке и др. городах последователями Ж.-Д., среди к-рых - танцовщицы M. Bигман, P. Cен-Дени, M. Pамбер, балетмейстер B. Hижинский и др.).



Ж.-Д. создал систему приобщения учеников к музыке путём передачи её динамики, эмоцион. характера и образного содержания посредством пластич. движений под музыку, a также разработал систему тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к муз. импровизации. Ж.-Д. стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства муз.-пластич. ритма. Cогласно его теории, муз. ритм должен быть не объяснён и усвоен, a "телесно пережит", претворён в движении. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/2894/%D0%96%D0%B0%D0%BA)

А тогда? Порывшись в библиотеках и книгах, я неожиданно вышла еще на одно имя
Рудольф Штайнер (Штейнер) (Rudolf Steiner) (27 февраля1861 — 30 марта 1925) -



великий посвящённый, проводник и основатель духовной науки Антропософии - эзотерического учения, призванного проложить путь к духовному посвящению человечества современной эпохи в контексте общекосмических процессов духовной эволюции, господствующих во Вселенной.

— австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Первичное признание получил как исследователь наследия Гете и его теории познания. В начале двадцатого века основал духовное движение антропософию, эзотерическую философию, берущую начало в европейском трансцендентализме и перекликающуюся с теософией.

Под руководством Штейнера это движение прошло несколько периодов. В первом, более философски ориентированном периоде, Штейнер искал синтез между наукой и духом; его философская работа этих лет, названная духовной наукой, стремилась соединить западный путь познания с внутренними и духовными потребностями человеческого существа. Во втором периоде, начинающемся около 1907 года, он приступил к широкой деятельности в различных видах искусства, включая драму, искусство движения (разработка нового вида искусства, эвритмии) и архитектуру. Кульминацией этой работы стала постройка культурного центра, дома всех искусств — Гётеанума. После Первой мировой войны Штейнер сотрудничал с педагогами, фермерами, врачами и представителями других профессий. Как реформатор-практик Штайнер заложил основы вальдорфской педагогики, антропософской медицины (в том числе омелотерапии рака), лечебной педагогики, ботмеровской гимнастики, биодинамического сельского хозяйства, инициировал развитие эвритмии, новых направлений в драматическом искусстве, живописи, архитектуре, движения кон. 1910-х — нач. 1920-х гг. за разделение трех сфер «социального организма» — культуры, политики и хозяйства. В сотрудничестве со Штейнером группа протестантских священников и богословов во главе с Ф. Риттельмайером основала в 1922 Общину христиан — движение за обновление религиозной жизни.

Штейнер был представителем формы этического индивидуализма, который он позже расширил, введя широкую духовную составляющую. Основой для его эпистемологии послужило мировоззрение Гете, в котором мышление «…такой же орган восприятия действительности, как глаз или ухо. Так же, как последние воспринимают цвет или тон, так же мышление воспринимает идеи». Доказательство того, что человеческое познание не имеет границ, стало нитью, прошедшей через все периоды его духовно ориентированного творчества.


Дата рождения: 27 февраля 1861
Место рождения: Кральевица, Хорватия, Австрийская империя
Дата смерти: 30 марта 1925 (64 года)
Место смерти: Дорнах, кантон Золотурн, Швейцария
Основные интересы: Метафизика, Эпистемология, Эзотерика, Теософия, Христианство
Значительные идеи: Антропософия, Эвритмия, Биодинамическое земледелие, Вальдорфская педагогика
Оказавшие влияние: Гегель • Гете • Ницше • Фихте • Шиллер • Шопенгауэр • Блаватская
Испытавшие влияние: Йозеф Бойс • Андрей Белый • Василий Кандинский • Альберт Швейцер • Юлиан Щуцкий

(Материал из Википедииhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F2%E5%E9%ED%E5%F0,_%D0%F3%E4%EE%EB%FC%F4 )

Девяностые годы принесли в мою жизнь очередные открытия в виде нескольких книг:
1. Воспитание к свободе: педагогика Рудольфа Штейнера. Из опыта международного движения вальдорфских школ.
2. Индивидуальность цвета: пять упражнений по живописи и переживанию цвета. Авторы Элизабет Кох и Герард Вагнер
3. Вальдорфский детский сад – небольшая брошюрка, которую зачитала до дыр:-0
4. а еще была необыкновенная статья в журнале «За рубежом», не помню, как называлась, но помню, что в ней не просто рассказывалось о педагогике Штайнера, но был список выдающихся выпускников вальдорфских школ двадцатого столетия: Эйнштейн и еще перечислены процентов 80 нобелевских лауреатов – выводы я сделала быстро...

И неожиданно быстро нашла в Москве объявление об открытии первого вальдорфского детского садика:-))))))
«Сад для детей»

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х — начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в Москве в 1987 году был создан домашний детский сад. А в 1991 году в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые вальдорфские общеобразовательные школы (http://www.waldorfschule.ru/pedagogy/garden/)


Конечно, я опоздала, группа битком, но я не расстроилась! И постаралась дома создать все возможные условия для развития своих детей как в вальдорфском детском саду!

Мы много гуляли и всегда в движении, дома я стелила белые потолочные обои (только появились…) на полу и ставила вокруг коробки с красками, карандаши, цветной мел и мои дети никогда не рисовали на стенах! А как развлекались, приходящие в дом взрослые! Много лет возила за собой целый рулон с удивительными картинами детей и взрослых. Причем взрослые брали в руки карандаши со словами – не рисовал с детства!



Первый раз иголку дала в руки дочери, когда ей не было и года – мы с ней шили игрушки для детей, которых мы пригласили на наш первый новогодний праздник! Жаль, что фотографии до сих пор не сканированы:-(

Когда я начала изучать особенности вальдорфской школы, то сразу поняла, что на тот момент для меня это недоступно: придется отдать дочь в школу…



Но дома я собрала небольшую группу детишек из нашего подъезда, с которыми начала заниматься английским. Дочь была самой младшей, а трехлетний сынишка уже подсказывал, сидя со своими машинками…

Представляете? Один учитель ведет класс первые семь лет. Дает все предметы сам, включая два иностранных языка, тем самым демонстрируя детям, что нет ничего невозможного в освоении школьных предметов…

При этом в каждом классе свой оркестр, который тоже ведет этот учитель, и все дети играют на музыкальных инструментах. Вот откуда Эйнштейн играл на скрипке:-)

Помню, когда сын решил бросить музыкалку, то больше всего расстраивался от того, что не будет больше играть в оркестре…

Занятия в этих школах проходили в течение всего дня. Утром изучали теоретические дисциплины. Причем не по одному уроку, комплексами. Например, две недели одна тема в математики, потом родной язык и т.д. А после обеда дети работали руками, создавая вполне конкурентные на рынке предметы!

Дома, я старалась создать все необходимые условия для своих детей. Все надеялась, что когда-нибудь открою свой вальдорфский детский сад!

Лето мы проводили за городом, дети всегда помогали в саду и на огороде, но при этом мы обязательно встречали рассветы и закаты, носились на велосипедах по степи, рисовали, ловили рыбу и взрослели...
Когда моя дочь писала одно из первых резюме, меня потрясла ее фраза, что она выросла воспитанной к свободе…



Вот так мои дети выросли, и теперь я открываю свой вальдорфский детский сад, но не для детей, а для взрослых – клуб «105 лет – хороший возраст!»

У нас подрастает внучка, которая поет…

Если вас заинтересовала тема, то Интернет полон информации о Вальдорфской педагогике. Ищите и найдете много интересного. Доступны уже и школы и детские сады и даже образование для взрослых, если захотите открыть свой центр…

Успехов!
Ваша Аи ТомБунДин

P.S. В те же самые революционные времена я открыла для себя еще и Педагогику Монтессори, также известная как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.
А дидактические материалы для своих детей мы делали с мужем сами...



P.p.s. Никогда в жизни я не пожалею, что поздно родила своих детишек, ведь я смогла уволиться с работы и отдать всю себя детям, пусть на несколько лет, но ведь родители больше всего нужны детям, пока они поперек лавки лежат:-))) как говорил Лев Толстой...
Рейтинг:  +6
Аи ТомБунДин
14 ноября 2012 года 1 231 2
Коды для вставки:

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Diets.ru Мое открытие Вальдорфской педагогики
  «Школа в интересах ребенка» — это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям. Еще Песталоцци говорил: «Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!» [/i]
Задача такой школы:
Научить действовать, проявлять волю и нести ответственность за свои поступки... Читать полностью
 


Дневник группы "Культур-Мультур путешествие":



Комментарии:

14 ноября 2012 года
0
я когда читала об этой методике, если честно на секту смахивает.. но как я привыкла, я взяла из этой методики кое - что любим играть с натуральными игрухами: камни, листики, дерево и мн.др))

14 ноября 2012 года
0
У нас как что-то полезное, так сразу секта:-0 а иеговисты как работали, так и работают...


Оставить свой комментарий
B i "