Эссе «Судьбы людские в истории народного подвига»по книге протоиерея Александра Соколова «Князья Пожарские и Нижегородское ополчение»
В наше время мы часто слышим слова о народе, и вместе с тем наблюдаем, чуть ли не массовое нравственное падение простых людей, что может повлиять на нашу историческую роль в современном мире. Почему это происходит? Где та грань, когда единение людей, называемое народом перестает им быть, превращаясь в безликую толпу?
Наверное, не лишним будет обратиться к истории и вспомнить Смутное время, когда царь на Руси не правил, поляки заняли Москву, границ фактически не существовало и немцы, и шведы не меньше поляков старались завладеть русской землей. Население России тогда сократилось в половину, многие города были просто выжжены и разорены. С падением власти увеличились государственные преступления, в среде бояр и дворян нормой становилось предательство интересов своего же государства. Конец беспределу положило Нижегородское ополчение 1612года, состоящее по большей части из простых людей. Но что их подвигло на подвиг? Ведь еще несколькими годами ранее люди просто бежали в леса, скрываясь от жестокости и злобы иноземных захватчиков и своих же предателей; была нарушена связь между городами; пришли в упадок ремесла. Что заставило этих разрозненных, напуганных людей объединяться и присоединяться к освободительному движению, вливаясь в ряды народного ополчения?
Мне кажется, книга протоиерея Александра Соколова «Князья Пожарские и Нижегородское ополчение» дает ответ на этот вопрос. Чтобы объединить людей, нужна голова, нужен вождь, нужен организатор и идейный вдохновитель. И подвиг таких отдельных личностей неотделим от подвига всего народа. И негоже предавать забвению их имена в угоду сиюминутной выгоды. Мы, к сожалению, не в состоянии вспомнить поименно всех тех, кто принимал участие в защите Отечества на протяжении истории России. Но те имена, что история сохранила нам, должны остаться в памяти народной на века, в пример потомкам.
В начале польской интервенции более 1,5 лет выдерживала осаду Троице – Сергиева лавра. За ее стенами укрывался незначительный по численности гарнизон: защита состояла из монахов обители, крестьян окрестных сел, жителей посада. Воеводами во время защиты монастыря стали князь Григорий Борисович Роща Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов.
Оборону Нижнего Новгорода возглавляли князь Василий Андреевич Звенигородский и московский дворянин Андрей Семенович Алябьев. Горячим противником польских захватчиков являлся игумен Иоиль. Он рассылал свои послания через Иону – игумена Тихоновской пустыни.
Из Новгорода на защиту Москвы в 1609 году двинулось войско под командованием талантливейшего полководца Михаила Васильевича Шуйского- Скопина.
Заточенный поляками за свои патриотические письма к русским людям Патриарх Гермоген до конца не оставлял свой молитвенный и призывной подвиг.
Само Нижегородское ополчение 1612 года возглавили князь Дмитрий Пожарский, к тому времени активный участник борьбы с поляками, побывавший не в одном сражении и Косма Минин, идейный вдохновитель и организатор народного ополчения. О жизни сподвижника Минина и Пожарского протопопе Савве Ефимьеве известно крайне мало, но за личные заслуги в деле Нижегородского ополчения ему было дано в собственность в нижегородском кремле «государево дворовое место».
А простой келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын убеждал казаков присоединиться к Нижегородскому ополчению. И его речь тронула загрубевшие души людей.
Что это были за люди? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочется процитировать Н. М. Карамзина:
«…В то же время бедствия России, достигнув крайности, уже являли признаки оборота и возможность спасения, рождая надежду, что Бог не оставляет государства, где многие или немногие еще любят Отечество и добродетель». Думается мне, что люди, чьи имена сохранила для нас история, были именно теми НЕМНОГИМИ, кто еще любил Отечество, именно их горячая любовь зажгла души многих и многих людей, объединив их в народное ополчение, вошедшее в историю как Нижегородское. Не будь этих простых людей, чьи судьбы тесно переплелись с судьбой России, кто знает, как бы повернулась история.
Протоиерей Александр Соколов в своей книге «Князья Пожарские и Нижегородское ополчение», приводит мысль одного русского поэта: «…писать о ком то – втайне молиться о нем». И мне хочется от души поблагодарить автора за его кропотливый труд и удивительную книгу, в которой история России переплетается не только с судьбами тех, кто отстаивал ее, но и их потомками, чьи следы автор попытался отыскать на исторических просторах России.
P.S. Написано мною в августе месяце по просьбе нашей районной библиотеки, для областной конференции.
В наше время мы часто слышим слова о народе, и вместе с тем наблюдаем, чуть ли не массовое нравственное падение простых людей, что может повлиять на нашу историческую роль в современном мире. Почему это происходит? Где та грань, когда единение людей, называемое народом перестает им быть, превращаясь в безликую толпу...
Читать полностью
"У Барсукова читаем:"Григорьев был сыном мелкого петербургского чиновника; но этот мелкий чиновник мог доказать свое происхождение от князей Пожарских... Фамилию Григорьев дедушка В.В.Григорьева приянл сам. По отцу был он Пожарский. Причиною этому было то, что третий брат Ивана Григорьевича, тоже разумеется Пожарсикй, состоял кем то при дворе Петра 3 и пользовался его расположением,а после кончины императора из опасения опалы бежал в Пруссию, откуда потом уже небыло от него никакой вести.Этот поступок бывшего фаворита Императора так напугал двух его братьев,что они желая укрыться от мнимых преследователей, не нашли ничего лучшего, как отречься от связи с беглецом, переменив фамилию."
Этому семейному преданию от В.В. Григорьеваа-Пожарсокго нашлось косвенное подтверждение в одной из современной нам публикации в суздальской газете ("Вечерний звон, газета г.Суздаля, №36, 1997г"), где так же упоминается факт бегства из России в пруссию одного из Пожарских. В статье под заголовком "Пожарсике встретились в Суздале" рассказыаается о пребыании в г.Суздале группы студентов и аспирантов университета из германского города Эрлангена во главе с профессором Петром Пожарским. Профессор носит знаменитую историческую фамилию и, хотя не говорит по русски, считает себя потомком князей Пожарских. "Я русский по происхождению, - сообщил в интервью Петр Оскарович Пожарский из Германии, преподватель византийской икусства,- Точно не знаю, когда мои предки попали в Геманию, но думаю что в конце 17начале 18века. Отец мой был торговцем. В нашей семье всегда интересовались русской историей.Еще ребенком я узнал о подвиге Дмитирия Пожарского в 1612году и гордился этим"
Эта лишь одна история про одну из княжеских ветвей.
Спасибо большое!Но на самом деле я не специалист, и даже не историк. Просто как человек горячо любящий свою Родину (говорю это не ради пафоса), стараюсь знать хотя бы такие значительные исторические этапы и заполнять пробелы по мере сил и возможностей. А вот автор книги, несмотря на то, что является священником, точно увлеченный историк. Он у нас в области своего рода легенда- столько интересного материала накопал, и опубликовал, что его даже в обычную светскую комиссию по культуре и истории пригласили работать.
жаль только, что тему эту на самом деле серьезную, обсуждаем только мы с вами...
Очень интересный рассказ, Тань! Спасибо тебе, что поделилась с нами.
Всегда интересовалась историей, особенно государства российского. Это же наши корни, наша история! у старшего сына тоже одним из любимых предметов в школе была история.
Танюш, а что за конференция была, как называлась? Интересно было?
Лана! я не была на этой конференции, это был заочный читательский проект - писали читатели отзывы на книги посвященные событиям 1612 и 1812гг (годовщина у двух войн в этом году соответсвенно). смысл - узнать, на сколько пользуются спросом и популярностью исторические книги, и какие из них желательно перииздать. Вот ко мне, как к бывшему кореспонденту районной газеты и по совместительсвту уважаемый читатель, обратились с просьбой. Я согласилась!
А книга и вправду замечательная! Представляете, автор докапался до того, что нашел современных потомков князей Пожарских!!!Вот так!
"У Барсукова читаем:"Григорьев был сыном мелкого петербургского чиновника; но этот мелкий чиновник мог доказать свое происхождение от князей Пожарских... Фамилию Григорьев дедушка В.В.Григорьева приянл сам. По отцу был он Пожарский. Причиною этому было то, что третий брат Ивана Григорьевича, тоже разумеется Пожарсикй, состоял кем то при дворе Петра 3 и пользовался его расположением,а после кончины императора из опасения опалы бежал в Пруссию, откуда потом уже небыло от него никакой вести.Этот поступок бывшего фаворита Императора так напугал двух его братьев,что они желая укрыться от мнимых преследователей, не нашли ничего лучшего, как отречься от связи с беглецом, переменив фамилию."
Этому семейному преданию от В.В. Григорьеваа-Пожарсокго нашлось косвенное подтверждение в одной из современной нам публикации в суздальской газете ("Вечерний звон, газета г.Суздаля, №36, 1997г"), где так же упоминается факт бегства из России в пруссию одного из Пожарских. В статье под заголовком "Пожарсике встретились в Суздале" рассказыаается о пребыании в г.Суздале группы студентов и аспирантов университета из германского города Эрлангена во главе с профессором Петром Пожарским. Профессор носит знаменитую историческую фамилию и, хотя не говорит по русски, считает себя потомком князей Пожарских. "Я русский по происхождению, - сообщил в интервью Петр Оскарович Пожарский из Германии, преподватель византийской икусства,- Точно не знаю, когда мои предки попали в Геманию, но думаю что в конце 17начале 18века. Отец мой был торговцем. В нашей семье всегда интересовались русской историей.Еще ребенком я узнал о подвиге Дмитирия Пожарского в 1612году и гордился этим"
Эта лишь одна история про одну из княжеских ветвей.
жаль только, что тему эту на самом деле серьезную, обсуждаем только мы с вами...
Всегда интересовалась историей, особенно государства российского. Это же наши корни, наша история! у старшего сына тоже одним из любимых предметов в школе была история.
Танюш, а что за конференция была, как называлась? Интересно было?