Музыкальная живопись

Музыкальная живопись «Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну...»

В юности я много путешествовала по стране, тогда еще Советскому Союзу. Много, но хотелось больше...
Прибалтику я открывала, начиная с Эстонии, Прейла, Таллин... Потом была Рига... Наконец, мы с подругой попали в Литву. Первый раз отдыхали сразу в двух местах, сначала – Игналина. Удивительное место, в котором мы оказались еще до строительства атомной станции...
А завершали в тот раз свой отдых мы в Паланге. И отсюда поехали на экскурсию в Каунас. Ходили по городу, смотрели, слушали, фотографировали, а под конец оказались перед дверью музея Чурлениса...



Вышли мы другими... это было необыкновенное потрясение живописью и музыкой... а автор на всю жизнь стал моим другом...
И всю жизнь со мной его работы – картины и музыка!

Я отдыхала в Литве потом много лет подряд. И в каждый свой приезд старалась попасть в Каунас. Как в Ленинграде я стремилась к Пушкину, так в Литве – к Чурленису...
А как я радовалась, когда купила первые пластинки с его музыкой!
Не удивительно, что быстро освоила литовский язык:-)

«Весь мир представляется мне большой симфонией: люди — как ноты...»
М. Чюрлёнис



Превосходный композитор и музыкант Микалоюс Чюрлёнис был в то же время и удивительным художником. Захватывающая эмоциональность и искренность, своеобразие его живописи, многогранность таланта этого человека вызывает не уменьшающийся на протяжении столетия интерес к его творчеству. Существует множество трактовок его работ, чаще неоднозначных, ведь основой его картин зачастую был полет фантазии в просторы космоса, в тайны мироздания, вселенной, разума.
Профессионал-музыкант, окончивший 2 консерватории, признанный композитор, он в 27 лет снова становится учеником. Кажется, музыки постепенно стало ему недостаточно, чтобы передать богатство зримых форм окружающего сверкающего мира, всю его красоту. Едва приступив к урокам живописи, еще не освоив техники рисунка, он уже не может рисовать с натуры и начинает творить, отдаваясь полету фантазии. Но музыка неотделима от его исканий и в новом направлении творчества: на одной из самых ранних картин «Музыка леса» темные стволы деревьев кажутся струнами арфы, которые перебирают руки ветра. Написанная ранее симфоническая поэма «В лесу» напоминает эту картину: в ней тоже были арфы, рождавшие таинственные лесные отзвуки. В этой параллели — симфония «В лесу» и картина «Музыка леса» — намечается желание слить воедино оба искусства, позже получившее удивительное воплощение. Лучшие произведения Чюрлёниса называют иногда «музыкальной живописью», его циклы картин — это своеобразные живописные симфонии. Талантливый композитор, он использовал свой музыкальный опыт в живописи, находя пластические соответствия средствам музыкальной выразительности в ритме линий, плоскостей и гибких форм. Чюрлёнис написал семь живописных сонат, а также живописные прелюды и фуги. Сами эти словосочетания, когда слышишь впервые, завораживают и удивляют... Как сказал Михаил Казиник: «Как о нем рассказать, кто он? Не художник, не музыкант, не поэт, не философ. Он больше!»
Хрупкая техника исполнения (пастель или темпера на бумаге) не позволяет часто перевозить работы Чюрлёниса, практически все его произведения хранятся в музее в Литве и не выставляются на временных экспозициях в других странах. Людям, интересующимся творчеством Чюрлениса, приходится ехать в город Каунас...
http://notes.tarakanov.net/articles35.htm

«Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие-то космические симфонии» Вячеслав Иванов

Симфоническая поэма «МОРЕ» - слушать
http://classic-online.ru/ru/production/4064

Воспоминание о будущем



С. Воложин. "Чюрленис. Художественный смысл произведений живописи и литературы"
http://art-otkrytie.narod.ru/chiurlionis1.htm

Чюрленис, его живопись дают уникальную возможность неподготовленному зрителю почувствовать, что это такое – глубоко понять произведение искусства. Возможность эта обеспечивается двумя обстоятельствами: его гениальностью живописца и мудростью стихийного философа. Любое произведение неприкладного, т. е. идеологического, искусства идеал художника доводит до большой высоты, глубины и других максимумов. Философ по жизни доводит их до огромности, глобальности, космичности. Когда такое постигнешь – оказываешься пораженным. И гениальность Чюрлениса в принципе обеспечивает это постижение почти любому. Я много раз был свидетелем того, как почему-то портилось настроение у беззаботных посетителей, заведенных в галерею Чюрлениса туристической программой посещения Каунаса, Литвы. – Это потому, что Чюрленис жил в смутное время и прекрасно его отражал. А многие люди и теперь живут так, что им внятна давняя смута.

Но… Я не зря написал, что Чюрленис в принципе понятен. Для многих он закрыт. В частности потому, что их сбивает оптимистическое толкование одних посредников или заявления других, что живопись непереводима в слова (обязательные для акта глубокого понимания), а живопись Чюрлениса – тем паче. По крайней мере, так было в советское время. Я терпел-терпел и бросился – нижепубликуемым - на помощь сбитым с толку. Читал рукопись сам или давал читать знакомым – водя в музей или прилагая репродукции...

Чтобы помнили... http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=211



Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года.

Отец будущего художника был сыном крестьянина из южной части Литвы - Дзукии. Свое будущее отец мальчика связал с искусством, а именно с музыкой, играл на органе.

Мать будущего художника Адель родом из немецкой семьи евангелистов, покинувших Германию из-за религиозных преследований.

Спустя 3 года после рождения Микалоюса семья переселилась в Друскининкай.

Заметив у мальчика прекрасный слух и неординарные музыкальные способности, отец начал обучать его музыке.

С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. Здесь он учился играть на флейте и пытался сочинять музыку.

В 1893 году Чюрленис отправился в Варшаву. Здесь в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Ему предлагают должность директора музыкальной школы в Люблине, но он отвечает отказом.

Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью.

Через год в 1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву.

Здесь он продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые являются его основным заработком. Молодой композитор еле сводит концы с концами и мучительно переживает, что не в силах помогать своим родителям.

Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.

Чюрленис упорно трудился, пополняя свои альбомы все новыми набросками, эскизами, этюдами с натуры, усердно работал над гипсовыми масками. Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса».

В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. В школе он увлеченно занимается астрономией, космогонией, индийской философией и особенно творчеством великого поэта и мудреца Индии Рабиндраната Тагора.

В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба - циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.

Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики – «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты», сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».

В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург.

В Петербурге у них не было ни работы, ни денег, ни друзей. Не смотря на все трудности, что-то необъяснимое держало художника в этом городе. Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины. К сожалению, он не смог удержать жену, не привыкшую к такому образу жизни. Она вернулась домой.

В Петербурге Чюрленис познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как Мстислав Добужинский, Лев Бакст, Рерих, Лансере, Константин Сомов, что существенно облегчило его существование в Петербурге. Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать в выставках.

В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги».

В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах.

Начиная с 1909 года художник все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние.

В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.

Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми. Жена перевозит его домой в Друскининкай.

В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Позднее он сбегает из больницы в лес. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг. 10 апреля 1911 года художника не стало.
http://www.bibliotekar.ru/k100-Chyurlenis/

А здесь можно посмотреть как бы альбом семейных фотографий...
http://ciurlionis.eu/ru/chyurlenis/















«Художник – это тот, кто роковым образом, даже независимо от себя по самой природе своей, видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним, ту неизвестную даль, которая для обыкновенного взора заслонена действительностью наивной; тот, наконец, кто слушает мировой оркестр и вторит ему не фальшивя»
Александр Блок

Я часто беру в руки кусочки янтаря, собранного на берегу Балтики, они как кусочки солнечного света всегда вызывают воспоминания об этом удивительном крае...

Ваша Аи ТомБунДин
Рейтинг:  +3
Аи ТомБунДин
5 декабря 2012 года 264 3
Коды для вставки:

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Diets.ru Музыкальная живопись
Тэги: Чурленис

  «Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну...»
В юности я много путешествовала по стране, тогда еще Советскому Союзу. Много, но хотелось больше...
Прибалтику я открывала, начиная с Эстонии, Прейла, Таллин... Потом была Рига... Наконец, мы с подругой попали в Литву. Первый раз отдыхали сразу в двух местах, сначала – Игналина... Читать полностью
 


Дневник группы "Культур-Мультур путешествие":



Комментарии:

5 декабря 2012 года
0
Аи ТомБунДин пишет:
Как сказал Михаил Казиник: «Как о нем рассказать, кто он? Не художник, не музыкант, не поэт, не философ. Он больше!»

6 декабря 2012 года
0
Аи ТомБунДин пишет:
какие-то космические симфонии
очень четкое представление

6 декабря 2012 года
0
Музыку можно записывать не только нотами...


Оставить свой комментарий
B i "