Эдгар Дега – живописец, график и скульптор, выходец из старинной банкирской семьи, – получил блестящее художественное образование. Окончив Школу изящных искусств в Париже (1855-1856 гг.), молодой Дега увлекается творчеством Энгра – ведущего художника-консерватора первой половины XIX в. В 1854 г. он уезжает в Италию, где на протяжении пяти лет изучает искусство Раннего Возрождения. Эта поездка привносит в творчество Дега и классические формы, и холодную ясность композиции, свойственные историческим картинам и портретам (таким, как «Семейство Беллелли»), которые художник писал на ранних этапах творчества.
Самостоятельный творческий путь Дега начал в 60-е гг. XIX в. В это время он сблизился с Мане и другими последователями батиньольской школы. Молодой художник работал без всякой надежды на успех, терпел презрение публики. Тематика картин Дега была обращена главным образом к современной городской жизни; изображение улицы, будней театра, ипподрома, кафе («Площадь Согласия», «Абсент») перемежается с изображением женщины за туалетом и сцен труда прачек, модисток, гладильщиц («Женщины на террасе кафе», «Гладильщицы»)-Дега нельзя назвать строгим последователем импрессионизма. Он, например, никогда не обращался к пейзажу, на основе которого и возник импрессионизм. Дега старался запечатлеть на своих картинах все самое выразительное, стремился подчеркнуть что-то особенное, характерное, тогда как импрессионистов упрекали в мимолетности изображаемого. Обладая тонким ироническим, даже саркастическим умом, Эдгар Дега привносит некий сарказм и в свои произведения. Его картины, всегда воспроизводящие будни, наполнены грустью, утомленностью напряженного труда. Эти трудовые будни скучны; танцовщицы, жокеи, прачки и гладильщицы усталы, замкнуты в своих трудах и проблемах («Урок танцев», «Проездка скаковых лошадей», «Танцовщицы на репетиции», «Голубые танцовщицы», «Гладильщицы», «Прачки»).
Дега сумел увидеть не поверхностные связи изображенного, а внутренние и глубокие. В этом ему очень помогло увлечение модной тогда первой моментальной фотографией. Это позволило картинам художника воплотить в себе такие качества, которые в дальнейшем приведут к возникновению кинематографа. Дега старался передать на холсте ощущение пространства, пластичность и весомость форм. Это и служило причиной того, что в качестве тем к своим картинам он более охотно выбирал сюжеты из жизни балета, чем что-либо другое. Очень часто он присутствовал на репетициях, а потому имел возможность детально изучить фигуры и одежду балерин. Обычно Дега располагался на некоторой высоте, а потому наблюдал за жизнью за кулисами с высоты, изучая сложные ракурсы и эффекты сценического освещения.
В своем наброске «В ожидании выхода на сцену», сделанном пастелью, Дега изобразил танцовщиц в момент, когда вот-вот откроется занавес. Композиционное построение рисунка весьма своеобразно: у одних танцовщиц зритель видит только ноги, у других – только туловище. Полностью показана всего одна балерина, но и та располагается в сложной позе. Ракурс также выбран весьма удачно: зритель как бы рассматривает эту девушку сверху. Видно, что танцовщица полностью расслаблена, она отдыхает, ее голова опущена, а левая рука сжимает лодыжку.
Интересно, что в картинах и рисунках Дега, изображающих балерин, невозможно обнаружить любование художника хорошенькими девушками и очарованием юности. Дега абсолютно беспристрастен и изображает танцовщиц с той же холодностью, с какой импрессионисты смотрели на окружающий их пейзаж. Для Дега первоочередное значение имели игра света и тени, формы человеческих тел, методы, с помощью которых художник мог бы передать формы или пространство.
Дега доказал тем, кто сомневался в талантах молодого поколения художников, что и художники-новаторы не только не отрицают искусство рисования, но и ставят перед собой задачи, решить которые может лишь настоящий мастер рисунка.
«Голубые танцовщицы» считаются настоящим шедевром, они также принадлежат к тому периоду творчества Дега, когда он изображал полуобнаженные фигуры балерин, освещенные резким светом. На этой картине показан уже закончившийся спектакль, окончание театрального действа. Луч театрального прожектора на миг выхватывает из темноты фигуры балерин, свет оживляет рисунок, заставляя фигуры двигаться. Примечательно, что Дега не окрашивает воздух светом, все действо у него заключено в особую среду театральной сцены.
Четыре танцовщицы в картине образуют неразрывное целое, своею пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Трудно даже сказать, изображены ли на полотне четыре балерины. Это может быть фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах. В конце 1900 – начале 1910 г. Эдгар Дега переключился с живописи на скульптуру. Он изображал фигуры лошадей, купальщиц, балерин. В своих скульптурах Дега также добивался выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы и при этом умел сохранять пластичность и цельность фигур.
Дега ставит перед собой невыполнимые задачи, пытаясь найти невозможное равновесие и гармонию персонажей, и направляет всю силу своего таланта на их решение. В своих ранних записных книжках он писал: «Необходимо научиться запоминать формы и выражения и никогда не рисовать и не писать непосредственно с натуры». Этому своему принципу Дега остался верен до конца жизни.
В зрелые годы у художника начала развиваться тяжелая болезнь глаз, однако это не помешало ему наслаждаться красками жизни в Новом Орлеане. Дега писал об Америке: «Солнечный свет здесь так силен, что я еще ничего не мог написать на реке». С 1891 г. Дега полностью отгораживается от внешнего мира, не читает даже газет. Он впитывает в себя красоты природы и живет своими старыми мыслями. Дега оказался замечательным учеником старых мастеров, считавшим, что самое существенное – «это овладеть и суметь передать господствующий на котором основана гармония картины».
По материалам сайтов http://jivopis.org/ и http://sr.gallerix.ru/
Пока нет комментариев.