.
"-Ту тикетс ту Даблин, плииз!
-Куда, блин?"
(из анекдота)
Жители Альбиона, в основном, - очень доброжелательные люди. Будьте уверены, что, куда бы вы ни попали, они всегда очень искренне будут стараться вам помочь, если что-то потребуется. Разумеется, улыбаясь. А помощь их довольно часто бывает нужна, если вы не абориген. Например, в таком тонком деле, как покупка железнодорожного билета, вам вряд ли удастся обойтись без консультации.
Дело в том, что система формирования тарифов на железнодорожные перевозки в Великобритании весьма запутана. И дело не в том, каким классом вы собираетесь поехать - стандартным или первым, с этим все более-менее понятно. И не только в том, как далеко вы собираетесь поехать. Но еще и когда, с кем и на сколько, ну и еще кое-какие варианты.
Суммы за билет могут различаться в зависимости от комбинации входящих данных аж в 2 раза, притом, что удовольствие покататься в Англии на поезде далеко не из дешевых. И наоборот, билет на дальнюю поездку может оказаться всего немного дороже, чем на расстояние в два раза короче - просто потому, что последний вариант пользуется бОльшим спросом. Ладно еще, если вы путешествуете в один конец, худо-бедно сообразите. А как быть, если за несколько дней вам нужно перекрыть несколько отрезков, или, как выражаются транспортники, - сегментов пути? Разобраться в этом самостоятельно у стойки информации, когда до отхода поезда 10-15 минут - проблематично. Да и зачем? Если есть те, кому положено в этом разбираться.
... Было примерно начало четвертого пополудни одного весеннего четверга - я как раз доехала от аэропорта до лондонского вокзала Юстон и подошла к билетной кассе, чтобы "осметить" свой маршрут. Мне нужно было добраться до большой станции Крю, что в двух часах к северу от Лондона, остановиться на ночь в гостинице неподалеку, вечером поужинать с коллегами, а на следующий день поучаствовать в семинаре, ради которого, собственно, я сюда и приехала. После чего я запланировала отправиться в приморский городок Бангор в северном Уэльсе - это еще час с лишним езды от Крю дальше на северо-запад. Там в то время жили мои друзья, которые ждали меня в гости на уикенд. В понедельник первым поездом я собиралась вернуться из Бангора в Лондон, благо, ветка Лондон-Крю-Бангор прямая, и скоростное чудо "Вирджин-Трэйн" шпарит по ней без коннектов. Я глянула на табло - ближайший экспресс на Крю отправлялся в 15:32, прибытием в 17:20. Отлично, пока доберусь до гостиницы, останется время до ужина малость вздремнуть с дороги и навести марафет. До поезда тоже можно еще успеть выпить кофейку, но сначала билет. Улыбчивый и смуглый, цвета молочного шоколада, не то индус, не то пакистанец в чалме сидел за стойкой билетной кассы и всем своим видом выражал желание немедленно принести мне чаю, а к нему халвы, сушеных фиников или что там еще бывает слаще. От этого он казался похожим на Хоттабыча, только моложе.
Тут надо заметить, что персонал сферы услуг в Лондоне весьма колоритен и представляет собой срез этнических общин города, состоящих из бывших жителей бывших британских колоний. Так что чалма или хиджаб на голове у кассира супермаркета или служащего вокзала - обычное дело, к международному терроризму отношения не имеющее.
-Здравствуйте, Вы мне не поможете?-обратилась я к носителю чалмы, - Мне нужно сегодня попасть в Крю, завтра вечером из Крю в Бангор, а в понедельник утром из Бангора в Лондон. Какой билет мне лучше купить, чтобы получилось дешевле?
- Если вы возьмете три отдельных билета, это будет очень дорого. Лучше взять один билет туда-обратно до Крю с отправлением сегодня, и один билет от Крю до Бангора и обратно с отправлением на завтра. Тогда на обратном пути вам просто нужно будет показать оба билета сразу.
-Окей, так и сделаем.
-Вы прямо сейчас хотите ехать в Крю? - поинтересовался сахаристый сотрудник.
-Да, конечно!
-А завтра в Бангор во сколько? А из Бангора потом во сколько?
Я прилежно отвечала на вопросы. Кассир забивал данные в компьютер.
-Мадам, если вы прямо сейчас поедете в Крю, то я не смогу продать вам сэйвер, потому что ваша поездка заканчивается до истечения часа пик. Вам лучше поехать через 2 часа, чтобы был дешевый билет.
Сэйвер-это билет для поездок вне часа пик, он дешевле стандартного ровно вдвое. Я почему-то думала, что он по времени отправления ограничивается, а оказывается, по времени прибытия. Никогда не запомнишь все эти правила. Вот незадача! Если я отправлюсь через два часа, я только к восьми доберусь до гостиницы, мои коллеги уже уедут на ужин. Это что же, я буду сидеть тут на чемодане, а потом торчать одной в гостинице, пока народ будет приятно проводить время? Обидно, однако! С другой стороны, как-то некрасиво подставлять родную контору на полный билет, когда есть другие варианты. Совесть лояльного сотрудника чувствовала себя неуютно, но перспектива сидения на вокзале, а потом одинокого вечера была еще неприятнее.
-А сколько будут стоить билеты, если все-таки сейчас ехать?-спросила я.
-179 фунтов, мэм!
Ничего себе! Ох. Ну ладно. Я протянула кассиру деньги, а взамен получила 4 оранжевых карточки. Теперь - кофе. За чашкой щедрого капуччино в "Косте" я поглядывала на табло, отслеживая время. Нечаянно зацепилась взглядом за строчку, где значился поезд на Бангор, который отправлялся чуть позже моего до Крю. И тут в голове шевельнулась не оформившаяся до конца идея: а интересно, в Бангор-то поезд приходит позже часа пик или нет? С этой недомыслью я быстренько допила кофе и возвратилась к удивленному Хоттабычу.
-Простите, а следующий поезд на Бангор прибывает туда позже часа пик?
-Да, мэм.
(вот и замечательно, подумала я):
-А сколько будет стоит сэйвер до Бангора туда и обратно?
-77 фунтов, мадам!
-А от Крю до Бангора в один конец?
-22 фунта.
-Скажите, а билеты можно поменять?
-Конечно, мэм! А что, вы передумали и решили сегодня ехать в Бангор?
-Нет, я вот что подумала: давайте я верну те билеты, и возьму один сэйвер на сегодня до Бангора туда-обратно, и один на завтра от Крю до Бангора в один конец.
Легкая тень набежала на смуглое сияющее лицо:
-Простите, мэм.. но ведь вы сказали, что не поедете сегодня в Бангор?
-Не поеду. Я возьму билет до Бангора, а выйду в Крю.
-Но так нельзя!
-Почему? Ведь Крю раньше Бангора?
Хоттабыч посмотрел на меня, как на инвалида умственного фронта.
-Потому что, мадам, если у вас билет до Бангора, то вы сможете выйти только в Бангоре!
-Но разве бангорские поезда не все останавливаются в Крю? - удивилась я.
-Все. Но вы не сможете там выйти!
-Почему?? - мое недоумение, видимо, утвердило моего собеседника в мысли о моей неполноценности и он еще более вежливым, заботливым тоном изрек:
-Потому что у вас билет до Бангора! Это значит, что вы должны ехать до Бангора и не можете сойти раньше.
-Ну почему же не могу, ведь я имею право ехать на этом поезде,. раз у меня есть билет?
-Конечно, мэм.
-Значит, и выйти могу, где хочу? - не унималась я.
-Нет!
-Почемуууууу???
-Потому что так не положено! - чуть не плача от моей непроходимой тупости, на высокой ноте отрезал кассир.
"Дохлый номер", - подумала я. Такой план испортили! А как же права человека? А как же свобода передвижения за собственные деньги? Где же ваша хваленая западная демократия? Неет, мы вам покажем призрак коммунизма! Мне теперь просто из принципа хотелось добиться своего, и несколько секунд я перебирала в уме возможные аргументы. И тут - эврика!
-Скажите, пожалуйста, а вот если я отстану от поезда??
-Sorry?
-Ну, выйду в Крю покурить на перрон, и не успею зайти обратно, поезд уедет без меня. Что тогда?
По виду моего собеседника можно было предположить, что задачи такого уровня сложности ему в жизни решать не доводилось. Его выражение лица почему-то вызвало ассоциацию с проводницей "второго девятого вагона" - помните, была такая юмореска у Михаила Задорнова еще советской эпохи, задолго до того, как его заклинило на альтернативной лингвистике? Там по ошибке к поезду прицепили два вагона с номером "9", и все пассажиры сели в первый, а во втором никого не оказалось, от чего проводница впала в совершенное недоумение. Вот и мой железнодорожный визави пребывал сейчас в полном когнитивном диссонансе. Дааа, это был мощный удар, да что там - нокаут! Еще несколько секунд ступора, и вдруг Хоттабыч весь как-то сник, обмяк, и даже улыбка снова осветила его щеки, только теперь она стала какая-то беспомощная и виноватая.
-Тогда.. тогда... - он опять пощелкал клавиатурой, глядя в монитор, пошевелил губами, бровями, потрогал ухо, почесал чалму и после паузы на осмысливание выдал: - ТОГДА ПОЛУЧАЕТСЯ, МАДАМ, ЧТО Я ВАМ 80 ФУНТОВ ДОЛЖЕН?
Тут уже улыбнулась я - нашей радушной широкой русской улыбкой:
-Именно! Вот это я и пыталась вам сказать с самого начала!
С легким кликом "ENTER" программа внутри Хоттабыча переключилась в штатный режим, он взял у меня билеты и проворно отпечатал новые - на этот раз три -оранжевых карточки. Поверх карточек отсчитал честно сэкономленные мною четыре купюры, осиянные королевским ликом.
-Хорошей дороги, мэм!
...
Сидя в мягком кресле скоростного экспресса, я смотрела в окно на аккуратные домики, безупречно ровные поля и упитанных овечек, пасущихся на них, и в предвкушении веселого ужина думала о том, что нам никогда не понять, что же там в голове у этих доброжелательных улыбчивых людей, которые всю жизнь ездят по левой стороне дороги. Страшно даже подумать, что они всегда берут полный билет до какого-нибудь там Крю, вместо того с пользой для бюджета отстать от поезда до какого-нибудь там Бангора.
_______________
*(греч. anabasis Ἀνάβασις - восхождение, движение в глубь страны)
Сама не терплю плагиата!
Короче, аффтар, пеши есчо!
Он вообще мечтает на пенсии сидеть на балкончике с видом на море и писать-писать-писать....