Наверняка вы слышали такие высказывания. И все они об одном из видов углеводов — фруктозе.
Пакет сока и пещерные люди
Люди в основном ассоциируют фруктозу с фруктами. Но на самом деле большую часть фруктозы мы получаем совсем не из фруктов, а из заменителя сахара или сахарозы, которые присутствуют в безалкогольных напитках, бакалейных продуктах, сладостях и прочих продуктах, содержащих заменители сахара.
И все же мы потребляем фруктозу не только из сахарозаменителей, но также из сахарозы (пищевого сахара), так как сахар — это дисахарид, состоящий из глюкозы и фруктозы.
Пятьсот лет назад индустрия питания была не развита, в том числе и сахарная индустрия, и фруктозы не было в нашем рационе. Фруктозу мы могли получать только из таких продуктов как мед, финики, изюм, патока и инжир (эти продукты богаты фруктозой). Кроме того, мы могли потреблять фруктозу из винограда, яблок, хурмы и ягод. Овощи и белковые продукты не считаются, так как они содержат сравнительно небольшое количество фруктозы.
Как видите, в рационе наших предков тоже присутствовала фруктоза.
Затем стала развиваться сахарная индустрия.
Предприятия, производящие сахар, открыли дешевый способ выработки сахарозы из сахарного тростника и изоглюкозы из кукурузы (изоглюкоза — продукт, полученный из глюкозы или ее полимеров и содержащий в сухом состоянии не менее 10% массы фруктозы).
Интересно, что изоглюкоза стала более широко использоваться в пищевой промышленности как подсластитель, в основном из соображений экономии.
Дело в том, что в Америке цена на тростниковый сахар невероятно высока по сравнению с ценой на кукурузу. Это следствие государственных субсидий на кукурузу и перепроизводства кукурузы для домашнего скота. Поскольку кукуруза дешевле сахарного тростника, производить изоглюкозу дешевле, чем сахар.
Поняв экономическую выгоду такой хитрости, производители безалкогольных напитков стали использовать этот заменитель сахара в качестве подсластителя еще в 1984 году, и продолжают это делать до сих пор.
Фруктоза в цифрах
Так как потребление изоглюкозы возросло, возрос и риск ожирения, поэтому многие стали связывать эти две вещи.
В результате исследования процесса питания населения было установлено, что среднестатистический человек поглощает около 79 граммов сахара в день (это приблизительно 316 Ккал), из которых только половину составляет фруктоза.
Вызывает ли высокое потребление фруктозы ожирение, или же это проблема неправильного питания вообще и неподвижного образа жизни — вопрос спорный.
Лоббисты из индустрии питания выступают в защиту фруктозы, стараясь предупредить правительственные законы, которые могут стоить производителям миллиарды долларов.
Чем фруктоза отличается от глюкозы?
Итак, давайте, наконец, определим разницу между фруктозой и глюкозой (сахар, в который превращается большинство потребляемых нами углеводов, попадая в кровоток).
В отличие от глюкозы, служащей универсальным источником энергии, фруктоза не поглощается инсулин-зависимыми тканями. Она почти полностью поглощается и метаболизируется клетками печени. Практически никакие другие клетки человеческого организма (кроме сперматозоидов и клеток печени) не могут использовать фруктозу. Кроме того, она усваивается медленнее.
В отличие от глюкозы, фруктозе, для ее усвоения не требуется инсулин. Когда фруктоза попадает в печень, она образует глицерол, который является основой триглицеридов, увеличение уровня которых, в свою очередь, повышает риск атеросклероза.
Организм некоторых людей не способен полностью усваивать фруктозу, если она поступает в больших дозах (примерно 50 граммов): это три-четыре средних яблока или, примерно, пол-литра сока, содержащего изоглюкозу. Как следствие — вздутие живота (запоры, поносы, метеоризм, боли в животе).
Употребление глюкозы одновременно с фруктозой ускоряет всасывание фруктозы. Это одна из причин, почему многие спортивные напитки содержат сразу несколько видов сахара.
Как видите, есть значительные различия в усвоении и всасывании фруктозы и глюкозы в организме.
Печень, лептин или почему мы много едим
Печень — это главный орган в метаболизме фруктозы. Именно здесь фруктоза преобразуется в производные глюкозы и хранится в качестве гликогена.
Возможность печени в переработке фруктозы ограничена, что не очень хорошо. При поступлении больших доз фруктозы, она может преобразоваться в жир. Это наиболее заметно у людей с высоким содержанием липидов в крови, а также резистентностью к инсулину или сахарным диабетом второго типа.
Уровень фруктозы в крови не зависит напрямую от гормональной регуляции. Это одна из причин, почему фруктоза не вызывает резкого повышения содержания сахара в крови. Это считается хорошим качеством продукта. Но, с другой стороны, кроме того, что потребление большого количества фруктозы может привести к образованию жиров, это также может и замедлить выделение лептина.
Лептин — это гормон, отвечающий за энергетический баланс в организме, и недостаток лептина, вызванный избыточным употреблением фруктозы, может стать причиной нарушения энергетического обмена в организме и отложения излишков жира.
Другими словами, при избытке изоглюкозы в организме в мозг не поступает сигнал о насыщении, поскольку сытость определяется уровнем глюкозы в клетках. Потому-то мы и продолжаем есть.
Хотя фруктоза не вызывает резкого повышения содержания сахара в крови и может помочь пополнить количество гликогена в печени при высокой физической активности, избыток фруктозы может привести к образованию жиров в печени, а также к нарушению энергетического баланса и жирового обмена в организме.
Часть фруктозы превращается непосредственно в жир, а жировые запасы сжечь гораздо труднее, чем глюкозу.
В результате — ожирение, высокий уровень «плохого» холестерина и низкий уровень «хорошего», высокий уровень триглицеридов и повышенный аппетит. Именно поэтому увеличение потребления фруктозы все чаще связывают с эпидемией ожирения, поскольку та часть фруктозы, что превращается в жир, не влияет на ощущение сытости. И все это из-за чрезмерного употребления подсластителей на основе фруктозы.
Нарушение всасывания фруктозы
Еще одна из проблем, связанных с употреблением фруктозы — нарушение ее всасывания. Так же как непереносимость лактозы, аллергия на клейковину и другие желудочно-кишечные проблемы, связанные с питанием, оно классифицируется как нарушение пищеварения.
Нарушение всасывания фруктозы происходит, когда клетки кишечника недостаточно хорошо всасывают ее. Из-за этого большое количество фруктозы остается в кишечнике и вызывает, как уже упоминалось выше, вздутие живота, повышенное газообразование и диарею.
Насколько серьезна эта проблема? Таковое нарушение встречается у 30-40% людей, и только у половины из них проявляются характерные симптомы.
Как же быть с фруктозой?
После прочтения статей о фруктозе, подобных этой, многие могут решить, что лучше уж вовсе не употреблять ее. И причина этих опасений понятна. Но неправильно думать, будто даже небольшие дозы фруктозы, например, при употреблении фруктов, могут нанести вред. Следует помнить, что вред наносит только избыточное употребление фруктозы.
Употребление в больших количествах свежих фруктов не сможет вызвать энергетический дисбаланс и отложение жиров, но такие проблемы может вызвать постоянное употребление напитков и продуктов с высоким содержанием фруктозы.
С другой стороны, фруктоза на 20-30% снижает риск развития кариеса и воспалительных процессов в полости рта. Кроме того, она ускоряет переработку алкоголя и продукты неполного распада алкоголя в безвредные вещества.
«От сока толстеют!» «Кукурузный сироп вызывает диабет» «Эй, толстяк, хватит объедаться фруктами!» Наверняка вы слышали такие высказывания. И все они об одном из видов углеводов — фруктозе. Пакет сока и пещерные люди Люди в основном ассоциируют фруктозу с фруктами...
Читать полностью