Сегодня светлый праздник – годовщина полного снятия блокады с Ленинграда.
Вроде уже тысячи раз написано о беспримерном героизме защитников, тружеников и жителей города. А хочется читать, писать и вспоминать...
Мой муж - дитя блокады. Он родился в июне 1944, через несколько месяцев после снятия Блокады. Ему повезло. Отец был ранен в первом бою за Ленинград, ему оторвало ногу и после выздоровления он работал на заводах Ленинграда. Повезло. Мама - выжила в голодное время и решилась родить ребенка, потому что первая ее доченька умерла от голода, и она даже не знала, где ее похоронили. Повезло. Дом, где жили родители мужа в блокаду, разбомбили, когда они были на работе. Повезло. Родился мой муж в соседнем доме, куда их временно переселили в коммунальную квартирую Повезло.
Мы сегодня пекли пироги, пили вино, помянули родителей и родственников, слушали песни, посвященные ленинградцам. И муж мне пообещал, что в этом году мы, наконец, совершим поездку по Ладоге. Вечному свидетелю героизма русского человека!!!
Хочу вам напомнить, как это было...
В городе царила смерь. Голод, жуткий холод, эпидемии, ежедневные многочасовые бомбежки и артобстрелы, отсутствие транспорта, разлука с семьей… Как вообще могли выжить люди в таких нечеловеческих условиях?
Люди жили с постоянной мыслью о смерти от голода и слабости, в постоянном страхе погибнуть от взрыва снаряда. Вы знаете, что делает страх смерти с организмом человека? Пресловутая «медвежья болезнь» — сказка для младшей ясельной группы. А что он делает с мозгом, с психикой?
Несмотря на это истощённые люди в диком холоде до потери сознания работали, производя оружие и ремонтируя разбитое. В блокадном городе производился автомат ППС-43, из подбитых танков делали неподвижные ДОТы. Тушили зажигательные бомбы. Работали на «дороге жизни». Летом на любом клочке земли устраивали огороды. На них работали даже школьники. Лечили больных и раненых. Старались развлечь их, как могли. Отрывали от себя последние крохи и отдавали их бойцам на передовой. В болоте и снегу, почти без еды и оружия дрались до последней капли крови.
Но была и другая сторона. Были (не)люди, с нетерпением ждавшие окончания блокады и прихода немцев. Они не знали, что в планы фюрера не входила их жизнь, жизнь города. Все и всё подлежало уничтожению. Были (не)люди, обвешивающие других даже на те крохи, что распределялись в самые тяжелые времена. Были (не)люди, создававшие большие запасы провизии, скупавшие на нее предметы искусства, ведущие сытую и довольную жизнь за счет других. Были воры, бандиты. И просто каннибалы. В последнее время это все преподносится в извращенной, утрированной форме, но это было.
И тем более важно, что, зная все это, люди города жили, боролись и творили. Рожали детей. В блокадном Ленинграде писали Ольга Бергольц и Вера Инбер, гениальную музыку писал Дмитрий Шостакович. Работали музеи, театры, библиотеки и филармония. Даже проходили спортивные соревнования (футбол, баскетбол). Люди верили в Победу, в светлую жизнь поле нее.
Считается, что за 872 дня блокады погибли до 1,5 млн. человек. На нюрнбергском процессе фигурировала цифра в 640 тыс. А сколько погибло неучтенных? Скольким людям это стоило здоровья и дальнейшей жизни?
Большинство погибших захоронены на Пискаревском мемориальном кладбище. Однако и другие кладбища полны блокадными братскими могилами, особенно Волковское, Серафимовское. На территории нынешнего парка Победы в бывшем кирпичном заводе работал крематорий. Там были кремированы останки нескольких сотен тысяч человек. Вокруг тех мест во время блокады (Московский пр., гостиница «Россия») стояли пушки и вели по врагу огонь прямой наводкой. Враг был совсем рядом… Но город выстоял. Сейчас в парке Победы построена часовня и стоит тележка из крематория по-над водой озера, напоминая нам, живым, о тех, кто позволил нам жить. Там лежат всегда живые цветы. Я живу напротив.
Это — та самая "Дорога Жизни". По льду в жуткий мороз с открытой кабиной (чтобы был шанс спастись при попадании в машину снаряда или провале в полынью), на санях с медленно плетущейся изможденной лошадью по колено в воде шло снабжение города. Надо сказать, что дорога была усыпана продуктами с подбитых машин и саней. Некому было их собирать, все силы были брошены на доставку того, что можно доставить.
К оставшимся после эвакуации станкам встали женщины и дети. У них не было опыта работы, но было горячее желание победить. На жалких крохах электроэнергии, на остатках материалов, привязав себя к станку, они делали оружие. Оружие победы.
Кстати, командующие группы армий "Север" фон Лейб и фон Кюхлер не были осуждены за это чудовищное преступление. Они получили 3 и 20 лет соответственно "за конкретные приказы". Лейб доживал свои дни в поместье под Мюнхеном, пописывая мемуары. Скончался в 1956 году. Кюхлер тоже жил рядом с Мюнхеном. Скончался в 1968 году.
Самое обидное, что немногих оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной и блокадников бросило наше родное государство. Чиновники раздают лживые обещания, а люди уходят. В нищете и болезнях. Да и молодежь нынче предпочитает "баварское"... Сегодня (!!!) например, слышали очередное обещание руководства города, что "ни один из блокадников" не останется без жилплощади... Звучало оно, прямо скажу, очень горько...через 70 лет после прорыва Блокады!
А вот так это выглядит, если сравнить то и наше время.
Вечная слава, вечная память героям!
Вечная память и благодарность жителям блокадного Ленинграда!
Тетя моя родная блокадница,соседи по парадной...
Мурашки бегут каждый раз когда затрагивается эта тема...
Вечная память им...
Там она и осталась после прорыва блокады - озеленителем (садовником). До сих пор растут ее синие ели, ее боярышник, и ее розы на братских могилах.
И она рядом....Она похоронена напротив братских могил, чтобы и с неба могла за ними присматривать...
Спасибо Галя... Плачу...
Иногда прямо слезы наворачиваются.
подвигом ленинградцев!!
Спасибо.Галиночка!!
Вечная память героям!
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе
Это нельзя забывать. НИКОГДА,
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ...