На самом деле, достаточно трудно все время во время ходьбы себя ощущать - слушать, смотреть и не отвлекаться.
И поэтому я предлагаю воспользоваться другими методиками - методиками, которые предлагают различные религии.
Вы удивитесь, но именно подобными психотерапевтическими упражнениями наполнены все религиозные практики буддизма, индийской йоги, китайского цигун, христианства, суфизма и других эзотерических учений. Все они придуманы для того, что успокаивать человека и убирать стрессы.
В этих религиозных практиках таиться огромный потенциал. Я напомню, что до 75% людей, приходящих сейчас в поликлиники, болеют психосоматическими заболеваниями. А это значит, что только через успокоение и избавление от неврозов можно их вылечить.
Ожирение стало бичом человечества и только после того, как человек приведет в порядок свои нервы, он перестанет переедать. То же самое касается алкоголизма, наркомании, трудоголии, игромании и других зависимостей.
Именно поэтому все те психологические практики, которые предлагают религии для успокоения, сейчас очень востребованы. Просто о них мало кто знает за пределами церквей, синагог, мечетей и храмов.
Все эти практики связаны с дыханием. Вернее за наблюдением за дыханием. Они не требуют изменения ритма и глубины дыхания.
Наилучшей из этих практик я считаю технику, которая широко применяется в православном христианстве и которая называется Иисусова (сердечная) молитва.
Техника заключается в следующем: вдох мысленно направляете в сердце и произносите "Господи, Иисусе Христе", выдох мысленно направляете из сердца во внутренний объем своего тела и произносите "помилуй мя!".
Все это произносится мысленно, без всяких задержек дыхания, вдох и выдох через нос, ритм дыхания естественный.
По мере освоения этой техники начинаете каждое слово молитвы подстраивать под удары сердца: один удар сердца - одно слово.
Стараться делать вдох и выдох равными по длительности. Для этого, например, можно делать так: на вдохе будет три удара сердца (и, соответственно, три слова - по одному слову на каждый удар), а на выдохе тоже три удара сердца (последние два слова и пауза).
В православии стараются эту молитву сделать постоянной, звучащей всегда (у них это называется "самодвижущаяся молитва"), т.е. работающей автоматически без вмешательства сознания.
У нас такая цель не стоит. Просто начинайте понемногу, в любое время дня, когда вы ничем не заняты - ходите по улице, едете в транспорте, ложитесь спать, смотрите телевизор и т.п. - произносить про себя текст этой молитвы, сочетая его с дыханием.
И вот что в этом случае будет происходить.
Иисусова молитва состоит из трех динамических объектов - мы следим за дыханием, мы следим за биением сердца, мы произносим слова. Следовательно, в тот момент, когда мы произносим Иисусову молитву, мы расслабляемся. Из мозга уходят все посторонние навязчивые мысли, мы избавляемся от неврозов и патологических зависимостей, мозг приобретает способность к концентрации и творческой активности.
С точки зрения психологии, наступает тот же самый эффект, что и при разглядывании языков пламени костра, льющейся воды, рыбок в аквариуме и т.п.
Таким образом, Иисусова молитва - один из лучших способов добиться отдыха для мозга, один из лучших способов избавиться от беспорядка в собственной голове и бесцельного движения одних и тех же мыслей по кругу.
Иоанн Лествичник (VII век, Палестина) так охарактеризовал это состояние: "Память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь силу безмолвия".
Прекрасные слова! Да, именно этого мы и хотим добиться - безмолвия в собственной голове. И тогда каждая наша мысль станет яркой, отчетливой, концентрированной.
Впрочем, похожие методики есть во всех религиях.
Например, даосизм (китайский цигун) использует "для выращивания пилюли бессмертия" дыхание через нижний "дань-тянь" (низ живота). К примеру, одна из простейших техник такова - на вдохе в низ живота втягивается мысленно энергия из всех точек на поверхности тела, на выдохе - из низа живота энергия направляется на все точки на поверхности тела. Дышать точно так же - непрерывно в течение 24 часов в сутки.
Исламские суфии используют технику концентрации "зикр" - т.е. концентрации на имени Божьем ("Нет Бога, кроме Аллаха"). Зикр (имя Бога) повторяется вначале вслух, а затем про себя. В идеале, практика "зикр" продолжается в каждый момент времени жизни суфия, как это следует из наставлений: "Присутствуйте в каждом дыхании. Не позволяйте своему вниманию отвлекаться даже на период одного дыхания. Помните себя всегда и во всех ситуациях". Т.е. мы видим все то же самое требование - мысленное обращение к имени Бога на протяжении всех 24 часов в сутки, поддержание этой молитвы даже и в гуще обычной деятельности, и во сне. Замечу, что часто "зикр" сочетают с различными танцам.
Индуисты практикуют "джапа" (безмолвное произнесение мантры). Начинающие минимум 6 часов в день, перебирая бусы, повторяют имя своего Божества с каждой бусиной один раз. Другим вспомогательным средством является синхронность повторения с дыханием или с ударами сердца. Постепенно такая практика доводится до 24 часов в сутки.
Иудеи используют "кавванах" ("прилипание к мысли"), целью которого является состояние "девекут" (соединения души с Богом), "в котором вы постоянно помните о Боге и его любви, и до такой степени неразрывно связаны с ним мысленно, что даже когда разговариваете с кем-то, то ваше сердце не с этим человеком, а все еще пребывает перед Богом". Другими словами, все то же самое - в каждый момент нужно поддерживать в мозгу процесс, которые занят мыслями о Боге.
И так далее.
Пока нет комментариев.