У каждого из нас есть свой объем общения, который мы должны получить в течение дня, и если он не выполнен, то мы чувствуем смутную неудовлетворенность и подавленность. Почему молодые мамаши так много времени проводят у телефона, как вы думаете? Да потому, что общение с маленьким ребенком не может удовлетворить их потребности и они стремятся получить свою долю эмоций хотя бы таким способом. Поэтому, если ваша подруга звонит вам, чтобы поделиться наболевшим, пусть даже и не очень важным, это может означать, что она просто еще не выговорила свой сегодняшний лимит, а не то, что ей действительно необходимо вам что-то сказать. Но не стоит и обижаться на кого-то, кто едва-едва бурчит в ответ на ваши эмоциональные «заходы» – возможно, этот человек уже наобщался под завязку, запас его сил на сегодня исчерпан, и ему хочется тишины и покоя.
Конечно, хорошо, что мы с вами уже умеем понимать своего собеседника, умеем слышать его мысли. Но как же добиться того, чтобы вас не только слышали, но еще и поступали согласно вашим ожиданиям? Какие слова употреблять, что именно и как говорить?
Во-первых, не стоит употреблять в своей речи слишком много императивов и прямых указаний. Мы подсознательно противимся тому, чтобы нами командовали, и, будучи вынужденными подчиняться, испытываем дискомфорт. Вместо таких слов, как «надо», «должен», «следует», лучше употреблять «хорошо бы», «было бы лучше», «стоило бы» – таким образом вы даете своему собеседнику возможность выбора наилучшего варианта поведения, не подавляя его личность.
Во-вторых, если вам совершенно необходимо добиться чего-то, что никто, собственно, вам не должен, не пытайтесь даже просить об этом. Психологи опытным путем установили, что в нашей речи есть магические формулы, противиться которым практически невозможно. И одной из таких формул считается слово «потому что». Попробуйте, подойдите в поликлинике к длинной очереди, состоящей из пенсионеров, и скажите: «Могу ли я пройти без очереди, мне всего лишь надо поставить подпись врача на справке?». Вряд ли вас пропустят, моментально найдется умник, которому тоже надо только поставить подпись, а он «как все» сидит в очереди и не высовывается. Но произнеся магическое: «Я пройду без очереди, потому что меня ждут!», вы сейчас же окажетесь в вожделенном кабинете, хотя в ваших словах нет даже намека на уважительную причину. Удивительно, но факт.
Не стоит также критиковать кого бы то ни было. Ничего, кроме злобы и ответной критики в ответ, вы не добьетесь. Лучше «погладьте» человека. Расскажите ему, какой он хороший, как он вам симпатичен, и попросите об услуге. Вряд ли вам откажут, потому что ни один человек, если, конечно, он не стопроцентный наглец, не станет подличать в ответ на доброе отношение.
Быть хорошей лучше, чем плохой, но это только в том случае, если вас это устраивает. Если же вы звереете от своей «хорошести», позвольте себе стать другой, чтобы чувствовать себя комфортно. Хотите быть стервой – будьте ею, хотите быть мегерой – пожалуйста. Но только будьте готовы и к тому, что окружающие будут строить свое к вам отношение, исходя из ваших слов и поступков.
Вам когда-нибудь приходилось общаться с человеком, объяснять ему что-то, рассказывать, показывать, и больше всего на свете ваше общение походило на разговор слепого с глухим? Случалось ли с вами так, что вы, приложив массу усилий, применив все свое красноречие и дар убеждения, оказывались ни с чем?
Хоть раз в жизни, но в такой ситуации оказывался каждый. Почему так происходит? Почему мы, люди, говорящие на одном языке, не можем понять друг друга? На это есть причина. И достаточно серьезная. Мы хоть и говорим на одном языке, с точки зрения лингвистики, но у каждого из нас есть и свой собственный язык, который мы понимаем даже лучше, чем родной русский.
Природа наделила разных людей разными способностями и талантами, и поэтому некоторые лучше воспринимают информацию, полученную при помощи зрительных анализаторов, другие – при помощи слуха, третьи же, пока не потрогают руками, вообще ничему не верят…
Почему так? Психологи выделяют три условных типа, которые называются визуалы, аудиалы и кинестетики.
Визуалы, или люди с преобладающим зрительным восприятием действительности, все вокруг воспринимают преимущественно через глаза. Чтобы понять и поверить, они должны все «увидеть собственными глазами». Детей, которые в основной своей массе как раз-таки и являются ярко выраженными визуалами, в школе учат при помощи наглядных пособий и таблиц. Очень жаль, что нет таких таблиц для взрослых.
Аудиалам, или людям с ярко выраженным восприятием информации через слух, напротив, гораздо легче принять к сведению слово произнесенное, а не написанное. Им ничего не надо показывать, достаточно лишь устных объяснений, чтобы аудиалы все поняли и приступили к самостоятельным действиям. Аудиалы – лучшие слушатели из всех, они-то понимают, что слух – их главный источник информации.
Кинестетики – самые несчастные из всех. Далеко не все можно пощупать и потрогать, многое в нашей сложной жизни просто невозможно не то что потрогать, даже показать – и то нельзя! Но кинестетики не могут без того, чтобы не вступить в физический контакт с источником информации, и если они не могут пощупать предмет разговора, то они, по крайней мере, прикоснутся к вам, ведь вы-то видели, трогали, знаете то, о чем говорите.
Как же определить, с кем вы общаетесь – с каким типом? Это несложно. Проявите внимание к тому, как себя ведет ваш собеседник.
Если вас все время трогают за руку, касаются вашей одежды, если ваш собеседник все время крутит что-то в руках, то можно с большой долей уверенности сказать, что он – кинестетик. Если предмет вашего разговора имеет физическое воплощение, постарайтесь понаблюдать, как обращается с ним ваш собеседник. Он тут же потрогал его, погладил, пощупал, проверил на прочность? Значит вы не ошиблись в своей первоначальной оценке. В разговоре, особенно описывая что-то, ярко выраженный кинестетик подчеркнет свои физические ощущения от предмета разговора. Он не станет заострять ваше внимание на эмоциях или чувствах, ограничившись характеристикой своей физической реакции или тактильных ощущений. Описывая фильм, кинестетик не станет рассусоливать и размазывать свой рассказ. Он ограничится перечислением фактов и событий, коротко описав реакции героев и их ответные шаги. «Он пошел», «она повернулась», «раздался выстрел» – вот типичные фразы, которые вы услышите.
Визуала также просто узнать, если послушать, как он описывает то, что раньше видел. Просто слушайте слова, которыми ваш собеседник описывает увиденное. Он употребляет много таких выражений как «казалось», «смотрелось», «разве вы не видите?», «посмотрите» и т. д.? Что ж, вам попался визуал, и ничего тут не поделаешь.
Аудиал отличается от первых двух типов тем, что его способ восприятия мира настолько зависим от слуха, что порой становится даже страшно. Ну, скажите, как можно общаться с человеком, который не воспринимает очевидное и не верит ни своему собственному телу, ни собственным глазам? Только слово может оказать на него магическое влияние. Аудиалы отлично запоминают слова, тексты, интонации, даже если они были услышаны лишь однажды. В школе детям-аудиалам особенно удаются диктанты – они по интонации учителя отлично разбираются, где ставить тире, а где точку с запятой, им не обязательно учить правила.
Но не стоит думать, что люди делятся на такие «чистые» типы. Вовсе нет. Все мы в большей или меньшей степени представляем собой своеобразный микс способов восприятия информации из окружающего мира. Обычно случается так, что один из способов доминирует над остальными, и только по этому признаку можно назвать человека аудиалом, визуалом или кинестетиком.
Пока нет комментариев.