Разумеется, интенсивную посадку растений можно организовать и в традиционном огороде. И это нередко (и не без пользы) делается, в частности, с помощью так называемых сидеральных культур. Но сидераты - это запахиваемые зеленые удобрения, и этим запахиванием потенциальные возможности сидеральных культур существенно урезаются.
Интенсивная посадка растений (ИПР) несет огороду уйму выгод - и прямых, и побочных. Рассмотрим их подробнее. Схема наглядно демонстрирует, за счет чего в природосообразном огороде и почва сама собой рыхлится и богатеет, и растения сами себя защищают.
Далеко ушли от Природы наши поля и огороды. В нетронутых человеком лесу или степи, на обочинах дорог, берегах озер и речек не увидишь монокультурья, рядов и голых междурядий. А на полях и огородах типичный пейзаж - стройные красивые ряды какой-нибудь монокультуры и монокультурные лоскуты.
И вот на такую делянку залетает, запрыгивает, заползает любитель полакомиться именно этой культурой. Противных растений близко нет, сбивать вредителя с толку некому. Растений, привлекающих врагов вредителя, - тоже нет. Стало быть, и самих врагов нет. Начинается вольное пиршество: колорадского жука в картофеле, совки в капусте, долгоносика в свекле, блошки в редисе и, куда ни глянь, тли. Делать нечего - приходится браться за инсектициды, убивающие всех насекомых, а в их числе и подвернувшуюся под руку божью коровку или златоглазку, потомство которых разобралось бы с вредителем без химии. Круг замкнулся…
Из-за тотальной химической борьбы плоды трудов наших теряют вид и вкус, а мы сами - аппетит и здоровье. Вредителям же вся эта суета, что блошиный укус. Обладая, выражаясь по-научному, генетической лабильность, они мутируют в нужную сторону, более или менее быстро восстанавливают численность и с удвоенной активностью продолжают опустошать поля и огороды. Ученые и производственники вынуждены искать новые "эффективные" средства и конца этой спирали не видно. Но коли в природе, в естественных фитоценозах нет так жестоко опустошаемых пятен, как картофельные поля, например, то надо бы остановиться и спросить себя: "Что в огородах не так?". Ответ лежит на поверхности: в огородах вместо буйного природного дивертисмента - монокультурные лоскуты и полосы!
Насекомые-вредители находят "свои" растения, в основном, по запаху. Капустная совка летит на запах горчичного масла, издаваемый растениями семейства крестоцветных, луковая муха - на летучие сернистые соединения, выделяемые луками, и т.п. И у растений-соседей есть самые разнообразные способы защитить "ближнего своего".
Прежде всего, это отпугивание вредителей своим запахом. Иногда оно выполняется по принципу "ты - мне, я - тебе", как у лука с морковью. Часто "покровительство" остается односторонним: базилик гонит от помидоров рогатого червя, сами помидоры - белых капустных мух, совку и блошек от капусты, котовник - колорадского жука от картофеля и т.д. Некоторые растения обеспечивают маскировку, камуфляж искомого запаха, конфузят вредителя. Именно так, скорее всего, клевер помогает капусте оставаться недоступной для многих её "поклонников".
Подчас растения играют роль своего рода ловушек. Рожь и бархатцы притягивают нематоду, а размножаться ей не дают. Дурман и беладонна "приглашают" самок колорадского жука откладывать яйца на ядовитых для личинок листьях. Иногда растения "вызывают огонь на себя", выступают как своего рода камикадзе. Типичный пример - кусты баклажанов в картофельной посадке. Жуки концентрируются на деликатесе - баклажанах, и это облегчает их сбор. Но судьбе баклажанов, конечно, не позавидуешь.
Многие растения нектаром и пыльцой привлекают полезных - хищных и паразитических - насекомых. Хищники поедают вредителей или их личинок, а паразиты откладывают яйца в их тела. Особенно притягательной силой обладают губоцветные и сельдерейные растения. В некоторых случаях растения дают кров полезным насекомым и паукам. Некоторые функции растений, помогающие бороться с вредителями, сочетаются, дополняют друг друга.
ИПР моделирует природу, строит подобное природному разнообразие. А "стройматериалов" для этого - уйма: овощи, пряные травы, цветы, технологические культуры и даже …сорняки.
Статья отсельдова www.ecology.md/section.php?section=ecoset&id=3382
И вот тут https://www.diets.ru/post/859359/
Вот почему есть органический препарат "от жесткокрылых", а химия отдельно - от колорада, от медведки и др...
Черные дрожжи, или Биолигнин - применяется при возделывании зерновых и овощных культур, выращивании картофеля; размножении и выращивании плодово-ягодных и цветочно-декоративных культур. Отличается широким спектром действия на разные виды растений: повышает иммунитет, увеличивает урожайность, восстанавливает почвенное плодородие.
Широкий спектр действия биолигнина объясняется уникальными свойствами микроорганизмов Exophiala nigrum, на основе которых разработан биопрепарат. Клетки E.nigrum образуют симбиотические ассоциации с растениями разных видов. Развиваясь на корнях, они продуцируют гормоны-ауксины и цитокинины, а также ферменты - оксигеназы, которые очень полезны, необходимы растениям.
Даже однократная обработка семян или корней растения биолигнином обеспечивает длительное взаимодействие и взаимопомощь растения, микроорганизмов, почвы и почвенных биоценозов.
Результатами такого воздействия являются:
повышение устойчивости растений к болезням, вредителям и неблагоприятным факторам окружающей среды;
развитие мощной корневой системы, обеспечивающей оптимальное снабжение растений влагой и минеральными веществами;
ускорение процессов роста и развития на 10-15%;
улучшение качества получаемой продукции;
восстановление почвенного плодородия.
Регулярное применение биолигнина позволяет не только сохранять, но и восстанавливать плодородие почвы. Ферменты, продуцируемые клетками E.nigrum, успешно расщепляют трудноутилизируемые органические соединения, такие как лигнин, растительные остатки и пестициды, превращая их в гуминовые соединения.
Препарат биолигнин абсолютно безопасен для человека, животных и растений. Проверен на патогенность, токсичность, токсигеность, вирулентность и аллергичность, и рекомендованы для промышленного использования.