"«Я, покидающий мир, преклоняюсь и обретаю прибежище в ламе-исповеднике и всех божествах, мирных и гневных
Меж двух миров
Посвященные в Тибете знают, что их ждет после смерти. Ламы уже при жизни видели
загробный мир и испытали сопровождающие смерть ощущения. Во время смерти
их сущность освободится, сознательно вступит в потусторонний мир и
пойдет вперед по уже знакомым дорогам и тропам, заранее зная, куда они
ее приведут. В свой смертный час ламы сохраняют полную ясность сознания и
не нуждаются в чьей-либо помощи.
Простым же тибетцам на смертном
одре помогает священнослужитель. Он успокаивает умирающего и главное —
неутомимо назидает, какой путь ему избрать.
Первая забота ламы —
не дать умирающему уснуть, впасть в обморочное или коматозное состояние,
сохраняя до последней секунды ясность ума. Лама обращает внимание
умирающего на постепенное угасание различных сознаний: сознание глаза,
сознание носа, языка, уха, т. е. на постепенную потерю слуха, зрения,
осязания, вкуса и обоняния. Далее в бесчувственном теле остается только
мысль, которая наблюдает происходящее таинство.
Теперь важно
заставить дух покинуть свою оболочку через темя: если он выйдет другим
путем, то будущее перевоплощение не будет благополучным. Извлечение духа
из тела производится двумя ритуальными восклицаниями: «хик» и «пхет»,
произнесенными с особой интонацией, которой нужно долго учиться. При
произнесении этих восклицаний лама должен глубоко сосредоточиться и
полностью отождествить себя с умершим (тогда произносится «хик»). Затем
нужно сделать усилие, какое понадобилось бы покойному, чтобы «поднять»
свой дух к макушке головы с силой, достаточной, чтобы пробить для себя в
темени отверстие (тогда произносится «пхет»).
"Согласно
тибетской «Книге мертвых», душа, прежде чем определится ее посмертная
участь, должна пройти некое промежуточное состояние — Бардо. Это
состояние длится в среднем сорок девять дней
"Сразу после смерти мы встречаем Предвечный Чистый Свет — тот самый, что в конце туннеля. Это важнейший миг в состоянии Бардо
Мало
кому, однако, удается это сделать и достичь нирваны. Многие проходят
через Чикай Бардо вообще в беспамятстве, в обморочном состоянии. Их
сознание включается только в Хониид Бардо. Очнувшись, умерший видит боль
и горе своих близких и часто начинает себя жалеть. Этого делать нельзя —
не надо цепляться за ушедшее, не надо бередить свои чувства. Важно
успокоиться и принять все, что выпало на нашу долю.
В Хониид
Бардо начинаются страшные видения, кармические миражи. Вспыхнет яркий
страшный свет, внутри которого будут раздаваться еще более страшные,
непривычные для нас звуки. «Книга» предупреждает о том, что их ни в коем
случае нельзя пугаться. Эти устрашающие миражи исходят от нас самих, из
бессознательной части нашего «я». Если мы в них узнаем себя, то все
будет хорошо, а если нет, то нас охватит безумный страх, который может
погубить. Если мы начнем и здесь пугаться, убегать — не понимая, что
убегаем от самих себя, то будем проваливаться все ниже и ниже, пока,
наконец, не воплотимся в новом страшном мире.
Выбор всегда есть
"Видения,
которые последовательно появляются перед умершими, имеют разные цвета:
голубой, белый, желтый, красный, зеленый, серый. Все эти цвета
символизируют миры, в которых может начать новую жизнь душа. Их — шесть,
а не один, как привыкли думать на Западе. Умерший, предпочтя какой-либо
из этих цветов остальным, тем самым предопределяет свое будущее
воплощение в одном из этих миров. Цвета, которые последовательно
возникают перед покойником, имеют, согласно тибетской «Книге», две
ипостаси: яркие и тусклые. Ламы рекомендуют предпочесть яркие цвета,
слиться с одним из них — это позволит человеку выйти в иные, более
счастливые «измерения».
Тем не менее ламы предупреждают, что
сделать это чрезвычайно трудно. Почему? Да потому, что яркие цвета
ослепляют и пугают — как и в земной жизни. И если душа еще не готова к
огненным мирам, она отталкивается даже от них и притягивается к тому,
что ей созвучнее. Темно-серое дымчатое пространство может показаться
таким теплым, уютным, влекущим. А то, что этим цветом окрашен мир ада,
выявится только в дальнейшем… Выйти из этих миров чрезвычайно трудно
Вот
каковы шесть основных цветов.
Тусклым белым цветом окрашен мир дэвов
(богов), серым дымчатым — ад, голубовато-желтым — мир «рассудочных
существ» (людей), тусклым красноватым — мир неприкаянных духов (претов), тускло-зеленым — мир враждующих великанов (асуров), тускло-голубым —
мир животных (но животных не в нашем привычном понимании).
Мир
дэвов находится выше всех, он в чем-то сродни христианскому раю. В мире
дэвов нет тяжелого труда, тягот жизни, напротив, там царят беззаботность
и наслаждения.
Ад практически идентичен христианскому аду, и попадаем мы в него за грехи дурно прожитой жизни.
Особенно
интересен мир претов — неприкаянных, растерянных духов. Существование
такого мира прямо-таки напрашивается из всего того, что мы видим в
земной жизни. Мы встречаем множество людей, которые чувствуют себя вечно
неудовлетворенными, отверженными, не уверенными в себе. Если после
смерти мы уходим в те или иные миры Сансары, то логично предположить,
что и до рождения каждый из нас находился в каком-либо из них. Те люди,
которые на земле ведут себя подобно неприкаянным духам, возможно,
прибыли на землю именно оттуда. Поэтому и условия их воплощения (выбор
родителей, первоначального окружения, внутренние склонности)
способствуют тому, чтобы они состоялись именно в этом качестве. Но цель
нашего развития должна заключаться в том, чтобы не возвращаться после
смерти в тот мир, откуда мы пришли, а подниматься выше и выше.
Люди
властные и агрессивные притягиваются к миру асуров — враждующих
великанов. Приходилось ли вам встречать людей, которые повсюду
приобретают врагов? Они не могут жить без врагов — даже если утверждают
обратное и верят в это сами. Эта всепоглощающая страсть приводит к тому,
что всю жизнь они проводят в непрестанной борьбе с другими людьми. И
хотя они обвиняют в этом окружающих, в действительности они не могут
жить без борьбы, которая постоянно подпитывает их эмоции — те эмоции, к
которым они тянутся всем своим существом (и от этого страдают сами). В
них живет как бы внутренний враг, который отравляет им жизнь, но у
которого они находятся в рабстве. Отдушиной для них являются люди-преты,
которыми легко управлять и на которых они вымещают свою
неудовлетворенность. Если преты мало верят в свои силы, то асуры с виду
очень сильны и активны. Тем не менее их самолюбие также постоянно
уязвлено, так как они повсюду стремятся к первенству.
Тускло-голубым
цветом окрашен мир животных. Согласно буддийскому эзотерическому
учению, все мы, нынешние люди, уже проходили стадию животных и больше не
должны туда возвращаться. Но тот, кто не стремился в жизни к знанию,
кому это казалось скучным, кто деградировал в процессе жизни, притянется
к тому миру, обитатели которого по развитию находятся ниже мира людей.
Ему покажется с ними уютно, поскольку они не ущемят его самолюбие и не
напомнят о его несовершенстве. И лишь окончательно провалившись туда, он
почувствует себя неудовлетворенным, лишенным полноценного общения.
Если
умерший не смог слиться с каким-либо из возникавших перед ним
ослепительных сияний и в то же время проигнорировал пять из шести
тусклых миров, перед ним открывается дорога в единственный оставшийся
мир — мир людей. Именно так мы снова приходим в наш мир, забыв о прежних
жизнях, но сохранив в душе все хорошее и плохое, что совершили в
предыдущих воплощениях.
"«Я, покидающий мир, преклоняюсь и обретаю прибежище в ламе-исповеднике и всех божествах, мирных и гневных Меж двух миров Посвященные в Тибете знают, что их ждет после смерти. Ламы уже при жизни видели загробный мир и испытали сопровождающие смерть ощущения. Во время смерти их сущность освободится, сознательно вступит в потусторонний мир и...
Читать полностью
Очень интересно! Пыталась читать "Тибетскую книгу мертвых", но жутковато как-то было А тут все четко и понятно, спасибо
Насчет страха очень четко - в осознанных снах также бывает, иногда без причины чувствуешь страх, но, если прислушаться, то понимаешь, что он в принципе не твой, а словно бы извне. Если сможешь себя в руках держать, то он проходит, и можешь дальше сновидеть без проблем. А если нет, то нафантазируешь себе угрозу, которая тут же воплотится, и в страхе проснешься.
Получается, ни одним человеком все это описано
Насчет страха очень четко - в осознанных снах также бывает, иногда без причины чувствуешь страх, но, если прислушаться, то понимаешь, что он в принципе не твой, а словно бы извне. Если сможешь себя в руках держать, то он проходит, и можешь дальше сновидеть без проблем. А если нет, то нафантазируешь себе угрозу, которая тут же воплотится, и в страхе проснешься.