Особенное значение у верующих имеет Великий Четверг, называемый чистым. Он символизирует собой телесное и духовное очищение человека перед праздником великой Пасхи. По иудейским традициям в четверг праздновался первый день еврейской пасхи – праздник избавления евреев от египетского рабства.
Ученики Иисуса вкушали хлеб и вино как символы его тела и крови. Этим они почитали бескровную жертву и подразумевали свое приобщение к Богу.
В Луки 22,15 сказано: "...очень желал Я есть с вами сию пасху". Христос Иисус прожил здесь, на земле, тридцать три с половиной года. В Его жизни совершалась пасха не один раз. И, по всей вероятности, Он всегда участвовал в этом великом празднике. Но из слов Христа, сказанных Им и прочитанных нами, ясно видно, что Он мечтал об особенной пасхе. И потому Он выразил слова: "Очень желал Я есть с вами сию пасху". Подчеркиваю слова: "Сию пасху".
В чем же дело? Почему "сию пасху"? Чем, собственно, отличалась именно она, "сия пасха"?
Она отличалась многим от тех предыдущих. И именно тем, что она была последней пасхой всего Ветхого Завета. Пасхой, которой Христос и завершил всю цепочку ветхозаветних праздников пасхи.
Народ израильский, согласно с указанием Божьим, должен был праздновать этот праздник ежегодно после выхода из египетского плена. И празднуя этот праздник, народ все время как бы оглядывался назад на свое уже прошлое, именно то великое событие выхода Израиля из египетского рабства.
В эту же последнюю пасху Христос учредил новое установление. Он установил преломление хлеба - евхаристию. Это уже новое установление. Оно поворачивало голову участника от далекого прошлого к новому настоящему и даже будущему. Преломление хлеба совершается теперь не только как возвещение или напоминание о смерти Иисуса Христа, оно творится и в напоминание о будущем, "доколе Он придет", и, несомненно, относится к будущему. Когда же Он придет и Церковь будет восхищена, тогда преломление хлеба прекратится.
Но сейчас каждый раз верующие совершают этот акт преломления хлеба. Они рассуждают о смерти Христа и о том, что Он живой сейчас, что Он воскрес и придет опять на землю.
Таким образом, все верующие своим взором веры через Голгофскую смерть Христа видят будущее, видят пришествие Христа. Вот почему Христу так хотелось есть именно "сию пасху", пасху последнюю в этот последний день Его жизни на земле. Он совершил со Своими учениками эту так желаемую пасху и здесь же установил новый святой обычай для верующих - обычай преломления хлеба по Новому уже Завету.
В подготовке к Пасхе в четверг хозяйки начинали печь куличи, красили яйца и также украшали жилище.