Продолжая тему о мезенской росписи, хочу представить на ваш суд ещё одну мою работу, которая появилась на свет во времена, когда я училась в институте искусств. Это композиция из трёх деревянных птиц на подставке (высота примерно 40см). Назвала я её – Семейство пернатых! Птица-мама, птица-папа и их сынок-птенец
Это фрагмент композиции крупным планом….
А на этой фотографии видно, что на спинке каждой птички изображены рисунки, отражающие их сущность и характер…
Процесс создания композиции был не быстрый. Сначала появилась идея
Потом из пластилина я вылепила примерную форму будущего изделия. Следующим этапом стало изготовление птиц из папье маше в натуральную величину. На них я экспериментировала и придумывала орнаменты…
После этого наступило время деревянных заготовок. Их мне сделал муж из склеенных брусков. А мне осталось только отшлифовать, загрунтовать полученные фигурки, расписать и покрыть лаком
Вот так всё и было!
Дальше, кому интересно, я расскажу немного о мезенской росписи. Информацию я взяла частично из литературы, частично из интернета
как же без него!
Мезенская роспись (Палащельская роспись) - одна из древнейших русских народных художественных промыслов. Этой росписью украшалась большая часть предметов быта, которые сопровождали человека на протяжении всей его жизни, даря радость и красоту. Так же она занимала особое место в оформлении фасадов и внутреннего убранства изб.
Предметы обычно были густо испещрены дробным узором - звездами, крестиками, черточками и геометрическими орнаментами.
Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой резьбы.
Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.
Предметы расписывались двумя красками:
- красноватым суриком (его получали из красной береговой глины);
- чёрная сажа.
Расписывали предмет сначала суриком, затем красный узор обводили чёрным. Рисунок наносили размочаленным концом палочки и птичьим пером, с изяществом вырисовывая ряды оленей, коней и похожих на курочек птиц. Готовые изделия покрывали олифой, отчего роспись приобретала красивый золотистый оттенок.
Характерной особенностью Мезенской росписи является
многоярусность. Выделяются три яруса, причём в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, а в верхнем – птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц.
По всей вероятности ярусы, соответствуют трём мирам:
- подземному;
- наземному;
- небесному.
Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ).
Конь несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение.
Так же, лошади, если одна окрашена в чёрный, а другая в красный цвет, следующие друг за другом, олицетворяют загробный и сущий миры.
Нередко кони изображались противостоящие друг другу, а не следующие друг за другом. Бывало, что на вздыбленных лошадях рисовали борющихся друг с другом всадников.
Особое значение в фольклоре имеет образ птицы. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица - она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.
Происхождение Мезенской росписи остаётся загадкой. Её необычность и глубина символов заслуживает серьёзного внимания учёных. Истоки символов Мезенской росписи, прежде всего, лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера.