Медицинский психолог Татьяна Гер(асименко)

Вопрос:
Ольга , 28 ноября 2014 года
Татьяна, здравствуйте! Прошу вас помочь мне во взаимоотношениях с дочерью. Ей 13 лет, скоро исполнится 14, учится в 8 классе. С этого учебного года она начала хуже учится, троек в четверти стало больше. Не хочу заставлять ребенка садиться за уроки, так уже пробовали и положительного результата не было. Считаю, что она сама должна понять, зачем ей это нужно и что это может ей дать. Я не стремлюсь к какой-то идеальной картине, считаю, что каждый может учиться в силу своих способностей и возможностей. Моя дочь не глупая и вполне может учиться без троек или с их минимальным количеством, но мне кажется, что у нее отсутствует желание. Она понимает, что нужно трудиться и это ее напрягает. Кроме этого она никогда не знает, за что ей ставят плохие оценки. Сама редко говорит о том, что получила плохую оценку, хотя знает о том, что я ругаю в первую очередь за то, что она сама мне об этом не говорит. У нее не хватает терпения, нет желания к учебе. Тоже самое я наблюдаю при занятиях спортом. Она серьезно занимается акробатикой, готовится стать мастером спорта. У нее что-то получается в силу способностей, а там, где нужно работать - у нее сразу пропадает желание и стремление. Пару раз поднимался вопрос о том, чтобы бросить спорт, но в итоге она приходит к тому, чтобы заниматься. Подскажите, что делать в такой ситуации? Как заинтересовать ребенка? Как ей объяснить, что труд необходим, и что без этого в жизни ничего не получится? Я и муж всегда учились хорошо, проблем с этим никогда не было. Свои амбиции через ребенка я реализовать не пытаюсь, я вполне довольна своим положением в жизни. Мне лишь хочется донести до ребенка, что необходимо прилагать усилия, чтобы чего-то добиться.


Ответ:

Татьяна Гер(асименко)
Медицинский психолог, гештальт-терапевт, высшая квалификац.категория
Ольга, тут несколько аспектов. Во-первых, возраст 14 лет - у всех подростков снижается интерес к учебе и к тому, чем они занимались издавна. Охлаждение закономерно. Это как корь, дочь должна переболеть. Но есть второй аспект. Это отсутствие привычки трудиться. И это я не смешиваю с мотивацией или ее отсутствием. Как я уже выше написала, мотивация падает и это нормально, это временно, если не отпускать вожжи и время от времени их натягивать. А вот отстутствие навыка трудиться, что заметно даже в спорте, который, как я понимаю, она любит, это плохо. И это тревожит меня несколько больше. Это сложный навык и его воспитание требует времени, а уж переделка тем паче трудоемка и непроста. Поэтому на форуме дать вам короткий совет, как быстро развить ее навык к трудолюбию..Для этого надо с вами пообщаться лично мне или другому психологу и поискать темы, сферы, интересы, которыми она горит сейчас или хотя бы к чему тянется. И поискать, как на этой почве можно разместить тренировку навыка "прикладывать усилия". Кроме того, есть у меня ощущение, что и эмоциональный контакт у вас с ней несколько нарушен. Она замыкается, не делится чем-то. Поэтому если вы разделите с ней какой-то ее подростковый интерес, например, нравится ей скрап-букинг или записывать себя на видео и выкладывать в сеть - поинтересуйтесь этим, поучаствуйте в этом. Может и найдется там место для проявления целеустремленности (напр, создать красивую книжку -фотоальбом в стиле скрап-букинг, можно кстати и продавать такие вещи, заодно научится деньги зарабатывать, это разовьет ее социальную зрелость) либо просто улучшит ваши взаимоотношения и, как следствие, она будет лучше прислушиваться к вашим словам о необходимости учебы. Если ваш авторитет будет неформальным, а станет для нее реально интересным, с вами ей будет интересно общаться на ЕЕ темы, то она захочет вас услышать или поделиться трудностями в учебе. Может тут у вас с ней проблема больше в контакте и что вы общие фразы говорите, которые не могут мотивировать ни одного подростка "ты сама должна понять, что учиться необходимо и это важно в жизни". Создавайте свой авторитет в ее глазах через ее интересы, поищите ее темы, где можно проявлять целеустремленность либо просто себя проявлять. Но и вожжи с учебы не снимайте, заставляйте ее исполнять обязанности. Поощряйте бонусами материальными, досуговыми, другими за исполнение ею тех дел, которые даются ей с трудом. Пусть это будет отчасти "купи-продай", но и этот метод попробуйте, он не всегда так уж плох. Во всяком случае, иногда это единственный способ на первых порах зацепить подростка. Целеустремленность, кстати, можно развивать через систему финансового воспитания. У меня есть целый алгоритм развития соц.зрелости через финансовое воспитание, но это не предмет форума - это могу рассказать на отдельной скайп-консультации. Это реально очень много материала - тут не уместиться.



Комментарии:


Ольга Крылова , 12 декабря 2014 года (автор вопроса)
Татьяна, спасибо, большое, за развернутую консультацию! Вы мне все верно сказали, она, скорее всего, не прислушивается ко мне. Буду находить с ней контакт, подумаю над общим хобби. К ее учебе сейчас проявляю пристальное внимание, проверяю, что сделала и как. Сначала был сильный протест, сейчас уже она воспринимает это по- другому. Сегодня сама села за учебник, без напоминаний. Про бонусы я тоже с ней разговаривала и мы договорились о том, что она получит телефон, если закончит четверть без троек. И про финансовое воспитание я бы с удовольствием послушала на отдельной скайп-консультации. Вы тогда напишите мне, когда вам будет удобно встретиться в сети.
  Отвечает Татьяна Гер(асименко):
Ольга, насчет бонусов-можно не только глобальные результаты поощрять, как оценка в четверти, но и мелкие гаги (сделанные качественно уроки, домашние дела) поощрять нематериальными бонусами, которые в конце недели конвертируются, например, в разрешение пойти на дискотеку или устроить дома девичник с тарталетками. Быстрые бонусы хорошо мотивируют. Про консультацию в скайпе давайте. Это 1 час работы. Сколько вы готовы заплатить за часовую консультацию? Это вопрос договорной, не смущайтесь. Можете написать в личку.
MASTERPSY , 12 декабря 2014 года
Мелкие гаги-это опечатка. ))) мелкие дела.
Ольга Крылова , 15 декабря 2014 года (автор вопроса)
Татьяна, спасибо, ответила вам в личку.


Написать комментарий:

Представьтесь: