Вопрос:
Аноним
,
24 апреля 2015 года
Добрый день, Татьяна!
Я уже несколько раз обращалась к Вам и очень благодарна за помощь (не знаю, видите ли Вы подборку вопросов от пользователя... .). Пришло время задать еще один :). Моим дочерям почти 3 и почти 9. Вечером, когда все собираемся вместе, очень часто возникает ощущение, что... нет гармонии чтоли... Периоды совместной деятельности чередуются вспышками раздражения, обид, примирения и так далее. Участвуют в этом все: мы с мужем и дети. В разных сочетаниях. У мелкой как раз такой возраст, протестный. Всё берет, всё трогает, никого не слушает, старшую может обидеть... Старшая ей никаких поблажек не делает: свое отбирает, еще и воспитывать пытается. Мы с мужем пытаемся блюсти справедливость, вставая в зависимости от ситуации на ту или иную сторону. Старшая на меня с мужем обижается периодически. Так что гармонии никакой. Вопрос, собственно в чем: я была довольна собой, как мамой старшей дочери, всегда была такой. И у меня даже мысли не возникало, что будут сложности. Что буду ощущать вину и чувство неудовлетворенности собой как родителем и педагогом (а так оно сейчас и есть). Как мне отпустить ситуацию, перестать себя винить? Так-то, по большому счету, девочки дружат. Старшая младшую любит. Просто возраст такой. Поясню, почему это так важно для меня: у меня были очень плохие отношения со старшей сестрой (разница в 9 лет), сейчас не общаемся, чужие люди. Причину уже и не выяснить. То ли личностные особенности, то ли педагогические ошибки родителей. Боюсь повторения сценария.
Ответ:
|
Простите, что долго ждали моего ответа. Нет, к сожалению, подборки вопросов от пользователей я не вижу, но рада, что предыдущие ответы были вам полезны. Я читаю ваш вопрос, то, как вы излагаете и понимаю, что у вас хороший уровень осознанности и наблюдательности. Вы чутки и внимательны к нюансам, кроме того, явно вкладываетесь в то, чтобы семья была благополучна. Поэтому я абсолютно убеждена в том, что вы "достаточно хорошая мать", как писал известный семейный психотерапевт Винникотт. И он именно подчеркивал, что быть "достаточно хорошей матерью" - вполне достаточно
чтобы вести правильную политику воспитания. То, что девочки конкурируют между собой - нормально, вы и сами это знаете. Для старшей можете подчеркивать, что без нее вы не справитесь с маленькой и ее (старшей) забота и помощь - просто неоценимы. Свой опыт общения с сестрой беспокоит вас, и это понятно. Я бы вам рекомендовала 2-3 консультации взять психолога очно/в скайпе, чтобы обсудить в деталях нюансы взаимодействия с детьми и между детьми, чтобы исключить повторов из вашей истории с сестрой (просто не зная нюансов, я не могу вам рекомендовать что-то более конкретное). После этих 3 консультаций вы начнете быстро ориентироваться и избегать повторения тех или иных паттернов. А так я думаю, все у вас нормально будет. Есть, правда, один нюанс, который вам стоит знать - напряженность в совместной деятельности с детьми может быть следствием некоторых скрытых напряженностей между супругами. Потому что это может чувствоваться неосознанно детьми и транслироваться через стычки меж собой. Но для этого вывода мне нужен нормальный диалог с вами, а не посты на форуме.