Медицинский психолог Татьяна Гер(асименко)
Вопрос:
Аноним , 27 октября 2011 года
Здравствуйте Татьяна! Очень хочется совета. Дело в том, что у меня месяц назад умерла мама. Я виню себя в том, что не успела к ней приехать( она жила в другом городе). Последний раз я ее видела два года назад, хотя возможность приехать у меня была, просто я находила для себя дела поважнее, я редко ей звонила, а сейчас очень об этом жалею, считаю, что очень виновата перед мамой.
Ответ:
Татьяна Гер(асименко)
Медицинский психолог, гештальт-терапевт, высшая квалификац.категория
Я вам очень сочувствую. Времени прошло очень мало, и у вас еще идет фаза острого горя, поэтому чувство вины так болезненно. Вы ничем не хуже любого из нас, кто живет ежедневными делами и не находит времени на близких. Вы не могли этого предполагать. Не могли априори. В чем вы виноваты перед ней? Вы наказали больше себя, чем ее. Горе, опустошение, одиночество, страх, потеря - да, но чувство вины - не в этом случае. Я знаю, что многое вы понимаете сами, но вина все равно живет. Это иррационально. Вопреки логике. Это процесс проживания горя. Он неизбежен. Но вы должны помнить, что это временно. Фазы горя никуда не деть. Но вы все равно ни в чем не виноваты. Мы все так живем. Есть вещи, которые надо просто пережить. А себе нужно простить, что не успели увидеть ее. Нужно простить. Ей бы не хотелось, чтобы вы так мучились. И так слишком огромная боль..