Сладкий и гадкий
Если пофантазировать, каждый продукт можно “очеловечить”: картошка – добродушная простушка, макароны – энергичные бодрячки. И кем бы у нас стал сахар? Коварным соблазнителем, вездесущим пронырой, а кем же еще?
Консультант – Ольга ЗАЙКИНА, кандидат биологических наук, биолог- диетолог.
Если бы суд над “сладким и гадким” когда-либо состоялся, то не сходил со страниц желтой прессы и телеэкранов. Адвокат резвился бы, как щенок в курятнике, а сторона обвинения, несмотря на разумные доводы, выглядела нелучшим образом.
КОВАРНЫЙ ПЕРЕВЕРТЫШ
Его обвиняют в эпидемии мирового ожирения. За последние 20 лет потребление сахара на планете выросло на 20%, а количество страдающих ожирением – на 33%. Знак равенства, который врачи ставят между этими двумя процессами, можно было оспорить, если бы... Если бы биохимические превращения сахара в организме не были – увы! – хорошо известны.
Официальное имя обвиняемого – “сахароза”, и он дисахарид. “Ди-” значит “двойной”. Сахар состоит из глюкозы и фруктозы. Когда глюкоза поступает в кровь, то первым делом идет на текущие энергетические расходы. Если прямо сейчас ей расходоваться некуда, то откладывается в виде гликогена в печени. Гликоген – запасная батарейка нашего организма. Если батарейка “заряжена”, то есть гликогена у организма “под завязку”, глюкоза постепенно переходит в жирные кислоты и депонируется. Или, попросту говоря, пополняет жировые запасы на талии, бедрах и т. д.
Подразумевается, что в трудные времена от этих самых жирных кислот будут отщипываться звенья, которые превратятся в глюкозу и пойдут на текущие энергетические расходы организма. Но мы-то, худеющие, знаем: собрать запасы жира легче, чем растратить. Стоп! А фруктоза-то, фруктоза, что происходит с ней? Вторая часть дисахарида, когда она в избытке и не может быть потрачена на энергетические и прочие нужды организма, переходит в глюкозу. А дальнейшее вы уже знаете – превращение в жирные кислоты и отправка в “депо” на бока.
Вот так на нашем воображаемом процессе могло бы прозвучать главное обвинение сахару. Но у защиты есть чем отбить этот удар.
МОЗГ БЕЗ ПИЩИ
Представьте себе эффектного, в духе лощеных адвокатов из голливудских фильмов, защитника. Картинно вытянув указательный палец, он приставляет его ко лбу, и произносит: “Все мы знаем, что находится там. Мозг! А он работает только на глюкозе. Кто-то хочет оставить его без пищи? Уверен, что нет таких!”
И ведь правду говорит. Наш мозг работает исключительно на глюкозе. Именно поэтому в минуты падения работоспособности рекомендуется выпить стакан сладкого чая.
В таком виде – жидком и горячем – глюкоза всасывается в кровь моментально и мгновенно поступает в командный и мыслительный пункт организма. И наша голова снова соображает. Именно поэтому студентов во время сессии и бухгалтеров, сдающих годовые отчеты, так “пробивает” на сладости. Перед приказом мозга, который требует себя накормить, устоять невозможно.
Более того, полный отказ от сахара у современного человека может сбить углеводный обмен. Потому что организму для быстрого пополнения запасов энергии требуется именно глюкоза. Чтобы получить ее из других соединений, ему нужно “перестраивать” обмен веществ.
“Минуточку! – вмешается тут дотошная сторона обвинения. – Сахар промышленного производства у человечества появился несколько веков назад. А до того оно прекрасно без него обходилось, ело мед, сладкие фрукты...”
“... Грызло морковку, ездило на телегах и ходило в лаптях, – моментально отреагирует защита. – Далеко ли вы уедете на телеге? Много ли надумаете на морковке? От каких еще благ прогресса вы предлагаете человечеству отказаться?”
Да, сахар не единственный поставщик энергии, но самый быстрый. Остальные – овощи, крупы, злаковые – “заряжают” организм хоть и менее чреватым для фигуры способом, но зато и более медленным. Поэтому для человечества появление скоростного источника энергии стало гигантским шагом вперед. “И если оно, человечество, начало припадать к этому источнику чаще, чем надо, то при чем тут сахар?” – восклицает с театральной интонацией защитник. А потом разражается гневной тирадой на тему...
... СКОЛЬКО МОЖНО?
В лучшем случае мы потребляем сахар в два раза больше нормы, в худшем – намного больше. Суточная потребность в этом продукте – всего 50 г. То есть 5 чайных ложек. Нет, не всего 5 ложек в чай, кофе или утреннюю кашу. А включая и то количество, что мы не видим, то, которое у диетологов называется скрытым сахаром. То, что содержится в печенье, конфетах, йогуртах, мороженом, творожках, газировках. В двухлитровой бутылке колы, например, 200 г сахара – четыре суточные нормы. Но о его присутствии здесь хотя бы вкус сообщает. А ведь есть еще масса несладких продуктов, в которых он также скрывается: кетчуп, хлеб, колбаса, майонез.
“Вот именно, – не пропускает возможности удара сторона обвинения, – использует все лазейки!” “Он использует или его используют?” – парирует защита. Согласимся: его. Пищевые технологи прибегают к соблазнительной сладости сахара, чтобы сделать продукты более вкусными и быстрее их продать. Так что проблема действительно не в “сладком и гадком”, а в людях. И в тех, кто добавляет его куда только можно, и в тех, что съедает его, где только найдут.
СПИСОК ДОБРЫХ ДЕЛ
И тут жестом фокусника, вытягивающего кролика из цилиндра, адвокат извлекает из-под стола банку варенья и торт и говорит, наверное, следующее: “Перед нами натуральный продукт, приготовленный с природным, абсолютно безвредным для здоровья консервантом, то есть сахаром. Это домашнее варенье. И оно однозначно предпочтительнее покупных сладостей (жест на торт), так как в нем только ягоды-фрукты и названный натуральный консервант. Однако прежде чем отказываться от плода нежелательного союза моего подзащитного с жирами, сливками, мукой высшего сорта и ароматизаторами (жест на торт), давайте рассмотрим роль сладостей в культуре общения людей. Можно, конечно, отметить день рождения на работе или отправиться в гости с пучком полезной морковки или пачкой не грозящих набором веса макарон. Только мало кто решится на это”.
Так, может, оправдаем негодника? Только глаз с него спускать не будем!
Сладкий и гадкий Если пофантазировать, каждый продукт можно “очеловечить”: картошка – добродушная простушка, макароны – энергичные бодрячки. И кем бы у нас стал сахар? Коварным соблазнителем, вездесущим пронырой, а кем же еще? Консультант – Ольга ЗАЙКИНА, кандидат биологических наук, биолог- диетолог...
Читать полностью
Пока нет комментариев.